Еще один способ получать знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы T&P отвечают каждую неделю. Виктория Евликова прошла стажировку в нью-йоркском офисе пиар-агентства CooperKatz, где училась работать с такими пиар-технологиями, которые в России пока еще не используются.

© Федор Ратников

© Федор Ратников

Виктория Евликова, 26 лет


Род занятий: связи с общественностью.

Место стажировки: компания CooperKatz.

Город: Нью-Йорк.

Срок стажировки: один месяц.

Обязанности: мониторинг новостных лент, перевод пресс-релизов для рассылки в СМИ СНГ и России, участие во внутренних совещаниях и встречах с клиентами, разработка предложений к существующим кампаниям.

Место


Я проходила стажировку в американской пиар-компании CooperKatz. Это небольшое агентство со штатом сотрудников в 50 человек, однако при этом очень активное на местном и глобальном рынках. Компания была создана 20 лет назад Энди Купером и Ральфом Катцем, которых по праву можно считать ветеранами пиара. Они работали и работают со всеми ключевыми мировыми брендами и занимаются как разработкой стратегии, ежедневной информационной работой, так и организацией крупных ивентов и созданием видео-контента.

Обязанности


Офис CooperKatz располагается на пересечении 32-й улицы и Лексингтон авеню. Путь от моего нью-йоркского дома — маленькой квартирки на 28-й улице — до офиса занимал примерно семь минут, с учетом покупки свежих кексов в магазине по дороге. Вообще свежие булочки, бейглы, кофе с собой — это очень большая часть американской офисной культуры. На утренних селекторных совещаниях с клиентами сотрудники CooperKatz, не стесняясь завтракали, запах свежезаваренного кофе постоянно витал в воздухе, огромное количество чипсов с большим ассортиментом баночек с различными соусами всегда лежали на кухне.

Конференц-звонки, про которые я уже говорила, являются главным средством общения с клиентами, партнерами, журналистами. Клиенты американских пиар-агентств считают ключевыми городами США для своего позиционирования Нью-Йорк и Вашингтон, при этом они сами могут жить в любом другом штате. Так вот встречи в реальности уходят несколько на второй план по причине удаленности и большой мобильности возможных участников дискуссии.

Первые несколько часов рабочего дня у сотрудников компании уходили на знакомство с прессой и поиск тем для комментариев клиентов. Затем проходило еще несколько совещаний, в которых могли принимать участие сразу четыре-семь сотрудников компании — членов рабочей группы. Обед занимал где-то около 20–30 минут — и то, многие сотрудники ели прямо за своим рабочим столом.

У CooperKatz два офиса: традиционный — открытое пространство, кухня, несколько переговорных, и креативный — с мягкими диванами, подушками, хоккеем, машиной для изготовления поп-корна и видеостудией. Американские коллеги частенько проводили мозговые штурмы именно в этой комнате, так как считалось, что домашняя обстановка позволит всем расслабиться и потому будет способствовать возникновению новых идей. Длительные совещания всегда перерастали в ланч.

Меня подключили к работе на трех проектах. В в задачи входило следить за новостными лентами, перевод пресс-релизов для рассылки в СМИ СНГ и России, участие во внутренних совещаниях и встречах с клиентами, разработка предложений к существующим кампаниям.

Каждый день я общалась с сотрудниками компании на предмет знакомства с новыми для меня электронными базами данных СМИ, мониторингами, системой рассылки сообщений, а также технологиями, которые в России совсем не используются. Мне также повезло в том, что я смогла присутствовать на ежегодной конференции Critical Issues Forum.

Помню, компания подготовила небольшой план информационной активности по распространению пресс-релиза. Такой скрупулезной подготовки к распространению сообщения для СМИ я не видела раньше вообще. За несколько часов до рассылки клиент должен был дать интервью нескольким СМИ — в том числе в прямом эфире CNBC. Рабочая группа этого проекта собралась в большой переговорной, включили телевизор. Ребята нетерпеливо перебивали друг друга и пытались предсказать то, что скажет клиент в эфире — практически на 100 процентов ответы клиента совпадали. Сразу после эфира они позвонили ему по громкой линии и все хором стали поздравлять его, говорить, что он хорошо держался и всячески подбадривать. Не думаю, что для этого клиента прямой эфир CNBC был первым в жизни, скорее такое пристальное внимание всех связано с общим подходом к клиентам компании.

C основателями компании: Энди Купером и Ра...

C основателями компании: Энди Купером и Ральфом Катц

Корпоративная культура


Большинство сотрудников работают в компании более трех лет, что, конечно, свидетельствует о том, что все друг друга очень хорошо знают. В компании принято раз в неделю вместе проводить так называемые happy hours. Конечно, на них не все приходят — как правило, 8-10 человек. На мой взгляд, это много — в Москве кажется невозможным собираться так часто и такими большими компаниями по причине нехватки времени. Например, в пятницу в районе 21-22 вечера вы редко сможете увидеть в Нью-Йорке одного или двух одиноко гуляющих людей.

Американские коллеги очень любят различные игры, большие праздники. Они стараются поздравлять своих клиентов большими открытками, на которых, как правило, изображены все сотрудники компании в том или ином виде. Это может быть шарж, открытка, напоминающая школьный фотоальбом, рисунок.

Как попасть


Я выбрала место стажировки не сама. Попасть в иностранную пиар-компанию на стажировку мне казалось большой удачей. Поэтому когда мои коллеги из компании КРОС, в которой я работаю, предложили такую возможность, я была очень рада. КРОС — это одна из российских пиар–компаний, в 2010 году она вошла в глобальную сеть пиар-агентств PRGN. На одной из встреч член ассоциации выступил с предложением провести масштабную exchange-программу. Так я стала первым участником этой программы, который направился в Нью-Йорк. Вторым участником станет моя коллега из Нью-Йорка, которая приедет этой осенью в Россию.

Бонусы


Моя работа не оплачивалась, об этом я знала сразу. Однако компания, которая командировала меня на стажировку, оплатила расходы, связанные с перелетом и арендой квартиры.

Планы


В CooperKatz нет ни одного русского сотрудника, так что никто не говорит и даже не знает ни одного слова по-русски. Мне было тяжело в таком коллективе, я скучала по русскому языку, по русской культуре. На самом деле, я считаю опыт работы за рубежом очень важным. Ты вдруг понимаешь, что современный мир не имеет границ. Деятельность, которой ты занимался столько лет в России, становится для тебя более осмысленной, потому что ты увидел ее в глобальном контексте, сквозь призму другой культуры. Ты словно приобретаешь некую мобильность, твои умения унифицируются, ты стремительно адаптируешься к новым профессиональным условиям. Появляется ощущение, что ты над уровнем, словно со стороны смотришь на все происходящее. И вот все, что ты увидишь в этом состоянии, станет твоим вкладом в собственное развитие.

Сейчас я продолжаю работать в КРОС. Иногда провожу мастер-классы для студентов, участвую в конференциях. Во всех своих выступлениях стараюсь рассказать о ключевых отличиях российского и американского рынка пиара. Сейчас коммуникационный рынок в России активно развивается. Несколько лет назад мы были на позиции догоняющих уже далеко ушедшего вперед поезда. Конечно, мы догоняем и сейчас, но, скажем так, иногда умудряемся цепляться за поручни последнего вагона. И это сильно радует и позволяет мне надеяться на большие перемены в отрасли. Возможно тот капитал, который я приобрела в США, и который я сейчас активно транслирую, позволит и мне повлиять на эти изменения.