Журнал Wired составил список людей, которые известны своим умением чувствовать тренды и предвидеть ход технологического развития. Восемь выдающихся ученых и инвесторов, которые благодаря своему чутью генерируют действительно важные идеи и добиваются успеха. «Теории и практики» публикуют их советы о том, как научиться предсказывать будущее.

Тэстер Дайсон, основатель Release 1.0, организатор конференции PC Forum, член правления компаний 23andMe, Evernote и фонда the Long Now Foundation, Evernote

«Мой первый совет — посещайте те места, куда не суются другие. Я уезжаю из Силиконовой долины и провожу много времени не только в Нью-Йорке, но и, например, в России, а также в других отдаленных местах. Каждый раз, когда получаешь возможность посмотреть на вещи со стороны, можно увидеть то, что не видят другие люди. Мне нравится путешествовать, потому что каждый раз во время поездок я вижу, как много есть разных способов что-то делать, генерировать идеи.

Еще важно быть любопытным. Мои родители — ученые, поэтому я с детства привыкла настойчиво спрашивать: «Почему, почему, почему?». И в большинстве случаев я занимаюсь только тем, что по-настоящему важно для меня, несмотря на то, что это достаточно субъективный подход. Ведь у всех свои интересы и видение».

Хуан Энрикес, управляющий директор венчурной компании Excel Medical Ventures, исполнительный директор в бостонской инвестиционной фирме Biotechonomy, автор книг «Соединенные Штаты Америки» и «Когда будущее настигает вас»

«Зачастую трезво смотреть на будущее мешает то, что мы слишком многое воспринимаем как аксиому. На любое устоявшееся утверждение нужно смотреть с альтернативного ракурса. Например, утверждение: «Все мы люди». Если вспомнить кроманьонцев, австралопитеков и так далее, то всего можно насчитать 29 ступеней эволюции человека. Поэтому до тех пор, пока вы не станете верить в то, что конечной целью эволюции человека было рождение Раша Лимбо или Говарда Штерна, вы должны задаваться вопросом: «Возможен ли переход на следующую ступень эволюции?»

При помощи такого метода интересного результата можно добиться, подвергая сомнению утверждения, к которым люди особенно чувствительны. Например: «Через 50 лет на флаге США все равно будет 50 звезд». А с чего вы взяли?»

Тим О’Райли, основатель издательства O’Reilly, автор концепции Web 2.0, организатор конференции Foo Camp

«Не думаю, что я на самом деле предсказываю будущее. Я скорее изучаю явления из настоящего, которые могут нам что-то сказать о будущем. Я ищу интересных людей, нахожу и интересуюсь, чем они занимаются. Это всеобщее заблуждение, что инновации начинаются с предпринимателей, на самом деле все идет от людей, которые просто развлекаются.

Братья Райт не ставили целью сконструировать самолет, они просто подумали: «Черт возьми, думаешь это реально — научиться летать?» Дети, которые первыми придумали сноуборд, просто склеили две лыжи вместе и сказали: «А давай попробуем прокатиться!». С появлением интернета мало кто думал, что из него можно извлекать прибыль. Люди просто удивлялись: «Этот файл пролетел через полмира. Это же чудо!»

Пол Саффо, управляющий директор компании Discern, факультет машиностроения Стэнфордского университета

«Существует четыре показателя, на которые я обращаю внимание: противоречия, инверсии, странности и совпадения. Например, в 2007 году цены и на акции, и на золото стремительно подскочили. Обычно стоимость золота и ценных бумаг не бывает одинаково высокой. Когда наблюдается такое противоречие, это означает, что впереди грядут коренные изменения.

Второй показатель — это инверсия, когда вы наблюдаете что-то из ряда вон выходящее. Когда мексиканская полиция схватила главу наркокартеля, на фото преступники выглядели гордо перед камерой, в то время как полицейские были в черных масках. Обычно бывает наоборот. Поэтому для меня это стало показателем того, что Мексика далека от победы в своей борьбе с наркоторговлей.

Следующий показатель — странности. Многие инженеры были очень взволнованы, когда в 2002 году появился робот-пылесос Roomba. Мне тогда показалось странным, что предназначением этого пылесоса было не чистить пол, а утолить жажду потребителей, продемонстрировать новый роботизированный гаджет. Такие простые наблюдения могут навести на очень важные и полезные выводы.

И последнее — совпадения. На четвертом соревновании автомобилей-роботов DARPA Grand Challenge 2007 группа автомобилей-роботов самостоятельно — без каких-либо происшествий — добралась до условного поселения. В тот же день на калифорнийском шоссе произошла автокатастрофа с участием 118 машин. Таким образом, мы имели роботов, которые понимают правила дорожного движения в Калифорнии лучше, чем живые водители, и огромное количество людей, погибших из-за человеческого фактора. Тогда мне стало действительно ясно — людям не стоит водить автомобиль».

© Павел Пахомов

© Павел Пахомов

Винт Серф, один из создателей интернета, занимает должность вице-президента и IT-евангелиста в Google

«Мне нравится высказывание Алана Кея: «Лучший способ предсказать будущее — создать его самому». Иногда предсказание будущего — это оценка текущих возможностей и попытка их реализовать. В нашем случае то, что сейчас называется интернетом, было невозможно, пока не наступили определенные экономические условия — оборудование стало доступным и были разработаны определенные технологии. Можно сказать, что изобретения появляются, потому что в какой-то момент обнаруживается возможность для их появления».

Крис Сакка, бывший сотрудник Google, через свою фирму Lowercase Capital инвестирует в стартапы (например, Facebook, Instagram, Posterous, Twitter и Uber), находящиеся на ранних стадиях развития

«Как я предсказываю будущее? Два слова: потоковый накопитель. Ну, а если серьезно, то, когда говорят, что венчурные инвесторы видят будущее, то слишком преувеличивают. Может показаться, что мы наделены даром предвидения, когда мы объясняем, почему мы вложили деньги в ту или иную компанию. Но инвесторы на самом деле чаще ошибаются, чем угадывают. Просто в тех случаях, когда мы оказываемся правы, мы правы на все 100%.

Раньше, прежде чем вкладывать деньги в компанию, инвесторы изучали бизнес-план. Но теперь нам больше не нужно инвестировать в идеи — сейчас я могу вкладывать деньги в реальные сайты или приложения, которые можно скачать. Плюс ко всему пользователи оказывают нам должное содействие. Я захожу в твиттер и ищу отзывы пользователей о продукте. Правильно ли он работает? Не сплошная ли это головная боль? А может, этот проект наоборот хвалят?

Просмотрев сотню положительных отзывов в твиттере об облачной платформе Heroku, я сразу принял решение. В итоге этот пакет акций был продан на Salesforce за 225 миллионов долларов. Еще я каждые 3-4 недели захожу в магазин Best Buy и наблюдаю за покупателями. Ты сразу видишь, как обычные люди принимают решения о той или иной покупке, какая цена для них приемлема. В мире профессиональных инвесторов, которые ежедневно осуществляют операции с акциями, нет большой разницы между вещью за 80 долларов и за 110 долларов. Но для простых людей, которые получают почасовую зарплату, эта разница существена».

Джои Ито, глава MIT Media Lab, бывший исполнительный директор Creative Commons, на ранних стадиях развития проектов финансировал Flickr, Twitter и Kickstarter

«Я верю в счастливый случай и в силу слабых связей. Я общаюсь с людьми из разных сфер деятельности, из разных стран и всегда выделяю для себя из всей информации только самое важное и смотрю на вещи со стороны, чтобы разглядеть потенциал в самых непривлекательных проектах.

Главное — быть находчивым. Умение быстро реагировать на внезапно возникающие тренды — это самое важное. В период мирового финансового кризиса компании, пользовавшиеся успехом, были лучше подготовлены к рецессии. Большинство людей заранее подготовились к возможным потерям. Если оперативно реагируешь на происходящее и всегда готов к переменам, можно рассмотреть, как зарождается перспективный тренд, вместо того чтобы тратиться на эти многолетние дорогостоящие анализы и прогнозы. Чтобы быть футуристом, надо быть реалистом».

Петер Шварц, сооснователь компании Global Business Network и первый вице-президент в Salesforce.com, автор книг «Искусство предвидения» и The Long Boom

«Нужно искать технологии, которые вероятней всего совершат переворот в своей области и станут двигать всю отрасль вперед. Такие технологии оказываются очень мощными. Особенно когда речь идет о научных технологиях и механизмах. Например, мы можем наблюдать, как стремительно падает цена на тест ДНК. Уже сейчас продаются ДНК-тестеры за 1000 долларов. Это непременно станет переворотом в области здравоохранения.

Еще один способ предсказать изменения — это проследить, где сосредоточены лучшие ученые умы. Наука развивается, привлекая талантливых людей. Соответственно, увеличение количества перспективных специалистов и объема инвестиций в той или иной научной и технологической сфере означает, что скоро произойдут важные перемены».