В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Анастасия Качевская получила два диплома Московского государственного лингвистического университета и поступила в магистратуру Европейского института имени Клауса Менерта. Сейчас она пишет диплом на тему инновационного потенциала регионов в Европе и мечтает о том, чтобы молодых людей забирали не в армию, а на учебу за границу.

Анастасия Качевская, 27 лет


— Где, чему ты учишься, как давно? Как так случилось, что именно здесь?

— Я сейчас пишу мастерскую работу в Bergische Universität Wuppertal в Германии, в 35 км от Дюссельдорфа. Мое направление — европеистика, это комплекс наук, связанных с Европейским союзом: микс из европейского права, экономики, политики и истории плюс французский язык. Здесь я уже два месяца и буду здесь находиться еще до конца сентября — у меня уже намечена защита. Это второй семестр обучения в рамках годичной программы по направлению Europastudien Европейского института им. Клауса Менерта в Калининграде (EIKM).

EIKM, основанный на базе Калининградского государственного технического университета в 2005 году, является единственным университетом в РФ, где обучение европеистике ведется на немецком. Цель — научиться понимать Евросоюз, его динамику развития, и овладеть комплексом инструментов, необходимых для выстраивания отношений между Россией и странами ЕС.

Обучение длится ровно год, с сентября по сентябрь. Первый семестр — в Калининграде, это прежде всего занятия по модульным теоретическим блокам — праву, экономике, политике, культуре и истории, с понедельника по пятницу, по шесть часов в день. С нами работают профессора из Германии, Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда. Второй семестр, с апреля по сентябрь — это прежде всего написание и защита мастерской работы в Германии. Такая возможность открылась благодаря сотрудничеству между Калининградским техническим университетом и Bergische Universität в Вуппертале.

«Если раньше всех забирали в армию на два года, то в будущем всех студентов должны забирать на учебу в Евросоюз. Это должно стать приоритетным направлением правительства, как некогда в Сингапуре»

Если все удачно сложится, то получу после немецкой защиты двойной диплом — российский, о переподготовке в специалиста по мировой экономике и международному экономическому сотрудничеству, и немецкий, о присуждении степени Master of Arts in European Studies. Более того, в рамках программы обучения у меня есть шанс получить премию имени Вилли Брандта (канцлера ФРГ в 70-х) от социал-демократической фракции в Европейском парламенте, которая предполагает одномесячную оплачиваемую практику в парламенте в Брюсселе либо Страсбурге. Все это чрезвычайно интересно, так что я пока временно поселилась в залах Вуппертальской библиотеки и вылезаю оттуда только на лекции, спорт и французский. Посмотрим, как все сложится в сентябре.

— Как выглядел процесс поступления? Была ли возможность получить грант?

— Узнала я о EIKM во время практики в Берлине в Коллегии имени Теодора Хойсса весной 2011 года от одной из выпускниц. Дело в том, что EIKM и Theodor Heuss Kolleg — детища Фонда Роберта Боша, и несколько раз в год ребята, которые уже приняли участие в программах Фонда, получают возможность встретиться в рамках MitOst Alumni Versammlung, чтобы обсудить стратегию и тактику развития на ближайший период. MitOst — это такая организация с офисом в Берлине, которая поддерживает молодых активных людей в рамках проектной работы в сфере культуры, языковых обменов и гражданской активности. Члены MitOst — это в основном молодые люди из стран Средней, Восточной и Юго-Восточной Европы, все они встроены в плотную сеть международного сотрудничества, которая стирает межгосударственные границы.

Так вот, во время MitOst Versammlung я узнала о EIKM, о профиле института, об условиях зачисления и до 20 июля собрала весь пакет документов и отослала его по электронной почте координатору программы. Первый семестр обучения в EIKM, с середины сентября по апрель, стоил мне всего 1000 евро — финансовую поддержку институту оказывает Фонд имени Роберта Боша и Фонд имени Марги и Курта Мельгаардов. Во втором семестре для обучения в Германии я получила стипендию DAAD, это 400 евро в месяц с апреля по июль. Впрочем, студенты с хорошими академическими результатами могут подать документы на стипендию Schuler Stiftung города Вупперталь, она составляет 500 евро в месяц на весь период обучения в Вуппертале, с апреля по конец сентября.

** — Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?**

— Я родом из МГЛы. Так мы, студенты Московского государственного лингвистического университета — официально МГЛУ, бывший институт иностранных языков имени Мориса Тереза — представляли свой alma mater в широких студенческих кругах. Это прежде всего импозантный особняк восемнадцатого века в самом сердце Москвы, на Остоженке. Ну и, конечно же, богатейший традициями пединститут и кузница блестящих переводчиков.

В своем образовательном портфолио я храню два диплома этого университета. Первый, о высшем образовании по специальности «Прикладная лингвистика», хотя и развил во мне ненависть к латыни и неприязнь к общей теории синтаксиса и морфологии, но укрепил теплое (взаимное) чувство к английскому и разжег бурную страсть к немецкому языку. Теплое чувство вылилось в 2008 году во второй диплом о переподготовке в синхронного переводчика в паре EN/RU и несколько продуктивных лет в амплуа устника.

«С авторскими правами в Германии строго, даже любимый клип на YouTube порой невозможно посмотреть. Ходит даже такая шутка, что немцы специально учат русский язык, чтобы завести себе аккаунт в VKontakte»

Страсть же к языку Гете и Шиллера выплеснулась в три года преподавательской деятельности в родном университете с участием во множестве независимых социально-образовательных проектов с международным (прежде всего русско-немецким) профилем.

Активная гражданская позиция привела меня в Берлин в рамках четырехмесячной практики в позиции ассистента в главном бюро Theodor Heuss Kolleg. Именно здесь, в тесном контакте с носителями западной образовательной мысли, для меня окончательно прояснилось главное отличие западного образования от российского. У нас до сих пор во многих высших школах и университетах делают акцент на зубрежке, репродукции знаний вместо их генерации. Благоговейное отношение к старшим по возрасту и рангу и слепое следование их заветам отрицают возможность критического их осмысления или проверки. Инициативы снизу не приветствуются, все должно исходить сверху или получать поддержку какого-нибудь патрона.

— Где ты сейчас живешь?

— Сейчас я живу в Вуппертале и снимаю комнату в апартаментах при социальной службе студенческих общежитий университета. Моя комната — это огромный параллелепипед с окном в пол и видом на парк, так что по утрам меня в погожий день будит солнце и щебетание птиц. Мне нравится ее минималистский дизайн и то, как по вечерам падает свет от абажура. У нас общая кухня — нас двое в апартаментах, моя соседка Ана, испанка (учится по программе Erasmus), и я. Мы с ней здорово ладим. Мне кажется, по менталитету испанцы очень похожи на нас, такие же эмоциональные, с ними проще найти контакт.

Коммунальные услуги — за воду, свет, электричество — и расходы на интернет включены в стоимость аренды. За все я плачу 208 евро в месяц, плюс так называемый Kaution — залог арендодателю — в размере 240 евро (возвращается при выселении, если ты не спалил комнату).

Общежитие расположено в пяти минутах ходьбы от главного кампуса в живописном зеленом кольце на холме. Правда, далековато от центра. А благодаря Semesterticket — проездному документу, который получаешь после оплаты взноса за обучение в семестре, — ты можешь ездить бесплатно на всех видах городского транспорта, а также поездах местного сообщения в земле Nordrhein-Westfalen (плюс брать с собой бесплатно еще одного человека по выходным, праздникам и с понедельника по пятницу после 19:00).

Более того, всего в пяти шагах от общежития находится Uni-Halle, спортивный павильон университета с огромным предложением курсов по специальной студенческой цене. Всего 15 евро за клубную карту, которая действует до конца семестра. Ты можешь сам выбрать себе спортивную программу, будь то тренажерный зал или курс тай-чи.

— Какие бонусы дает статус студента?

— В принципе все те же бонусы, что и в российском вузе. Cкидки на всевозможные культурные мероприятия, выставки, концерты, музеи и спектакли. Ты также можешь посещать бассейн, зоопарк или экскурсию по специальной студенческой цене и пользоваться университетским медиацентром и библиотекой бесплатно. Плюс у тебя есть возможность принять участие в профессиональных тренингах, которые организуются центром поддержки образования, например, в двухдневном тренинге по тайм-менеджменту, воркшопе по борьбе с предэкзаменационным стрессом и техникам написания научной работы. Меня, например, очень интересует тема молодых инновативных предприятий по типу стартапов, поэтому я записалась на целый ряд тренингов и семинаров по этой теме.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Я пишу свою магистерскую работу. Речь идет об исследовании инновационного потенциала регионов Европейского союза на примере четырех городов-регионов, в том числе Вупперталя. Читаю книги, хожу на консультации и исследую инновационную среду города. Это интересно, прежде всего, в рамках возможного европейского вклада в развитие российских регионов и, с другой стороны, для инвесторов, которые хотели бы с толком вложить деньги в перспективные технологии будущего. В Вуппертале хорошая школа народной экономики, Schumpeter School of Economics. Поэтому очень хотелось бы не ударить в грязь лицом (я ведь все-таки по первому образованию гуманитарий!) и представить качественное научное исследование. Времени у меня очень мало, нужно успеть к концу августа. Поэтому мой девиз сейчас — работать, работать и еще раз работать!

Ну и, конечно, французский — учу его интенсивно. Это мой третий иностранный, красивый и мелодичный язык, настоящее воплощение элегантности. Занятия у меня два раза в неделю по два с половиной часа. Очень радует, что в общежитии живет много французов!

© Wwwuppertal. Вид на Bergische Universitä...

© Wwwuppertal. Вид на Bergische Universität Wuppertal

— Как успехи?

— Пока сражаюсь с литературой и по крупицам собираю теорию. Думаю, это будет самая сложная часть. Важно научиться правильно цитировать источники, правильное оформление ссылок составляет важную часть итоговой оценки. Считается, если ты переписал какой-нибудь текст в свою работу и не указал автора, ты — вор, укравший чужие мысли. С авторскими правами в Германии строго, даже любимый клип на YouTube порой невозможно посмотреть, так как оно «недоступно в Германии, потому что в нем может содержаться музыка, на которую организация не предоставила авторские права». Ходит даже такая шутка, что немцы специально учат русский язык, чтобы завести себе аккаунт в VKontakte.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

— Это мой профессор по экономике, господин Пауль Вельфенс. На его кафедре я и пишу свою работу. Он умный и занятой человек, написал множество книжек про европейскую интеграцию, евро и трансформационные экономики, в том числе и России, регулярно бывает у нас в рамках крупных международных форумов. Некоторые мои коллеги заняты у него на кафедре.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Я встаю рано, очень рано — часов в восемь, выпиваю чашку кофе и принимаюсь за работу. У меня график, в день нужно прочитать и обработать определенное количество страниц. Затем собираюсь на лекции или в библиотеку, в библиотеке могу засиживаться до самого вечера.

«У нас до сих пор во многих высших школах и университетах делают акцент на зубрежке, репродукции знаний вместо их генерации. Благоговейное отношение к старшим по возрасту и рангу и слепое следование их заветам отрицают возможность критического их осмысления или проверки»

Чтобы улучшить французский, создали с друзьями маленький кружок друзей французского, мы собираемся раз в неделю, чтобы пообщаться по-французски, в том числе с настоящими французами. Мне также нравится заниматься где-нибудь в парке, на природе, поэтому часто беру сумку с книгами и отправляюсь в путь. Вечером я могу зайти в гости к друзьям, посидеть в кафе или же подготовиться к следующему дню.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Жесткая самоорганизация и тайм-менеджмент! Без них здесь никуда. Важно завести ежедневник, научиться планировать свое время, не откладывать в долгий ящик то, что собираешься сделать сегодня, и максимально полезно свое время использовать. Ведь если ты не сделаешь А, то Б, скорее всего, не наступит, а В вообще приведет тебя к Г. Понятия «авось» не существует, у каждого следствия есть своя причина. К тому же ты становишься более гибким и толерантным, развиваешь умение общаться с представителями разных культур и ментальностей, находить общий язык в межкультурной языковой среде и отстаивать свою точку зрения, несмотря на критику и контраргументы. Ты учишься думать и действовать в рамках понятия «демократия», нести прямую ответственность за свои поступки и решения, и это самое главное умение, которое ты получаешь в процессе обучения.

— Дорого жить и учиться?

— Прожиточный минимум в Вуппертале составляет примерно 700 евро в месяц, а средняя плата за меблированную комнату — 270 евро. Я же плачу всего 208 евро за комнату с кухней в двухместных апартаментах — это очень хорошее соотношение цена/качество.

Так как проезд местным транспортом для меня бесплатный, то главный источник расходов — это питание. Цены на еду здесь в два раза выше, чем в Берлине, почти такие же, как в центре Москвы. Но выручает университетская столовая, где за шесть евро можно неплохо пообедать. Еще один плюс — ты в целях экономии учишься готовить дома.

— Планируешь вернуться?

— Наверное, да. Во-первых, к этому обязывает моя будущая специальность — европеист, специалист по отношениям между Россией и Евросоюзом, человек, который наводит мосты между языками и культурами, способствует их сближению, развивает диалог.

В перерывах между учебными программами Анастасия успела сняться в программе «Модный приговор». Выпуск получил название

«Дело об отличнице с гардеробом — неуд». Евросоюз в будущем не перестанет играть роль ведущего партнера России, экспортера технологий и инновационных продуктов, без которых развитие России невозможно, тупиково. Акцент на сближение с Евросоюзом, с европейскими странами — вектор модернизации нашей страны.

Во-вторых, в России может наступить очень интересное время, время изменений, когда то, что было раньше, должно будет уйти и уступить дорогу новому. Было бы глупо убежать от себя, от ответственности, от своего долга, не попытавшись что-либо изменить и не приблизить этот момент. У России большой потенциал, нужно научиться его использовать. Посмотрите на Россию до революции 17 года, на советских ученых, писателей и диссидентов. Какие это были люди! Наша задача — стать хоть чуточку похожими на этих людей.

В-третьих, все больше молодых людей в России получают европейское образование. У каждого из них судьба сложится по-своему, но очень важно, что каждый из них станет проводником европейских идей. Важным шагом должна стать отмена виз (возможно, к Олимпиаде в Сочи в 2014 году). Наша страна должна войти в шенгенское пространство, и, как блудный сын, наконец-то вернуться в лоно европейской семьи. При этом важно не забывать про свои корни, про свою историю, а вобрать в себя все лучшее из европейского опыта. Если раньше всех забирали в армию на два года, то в будущем всех студентов должны забирать на учебу в Евросоюз. Это должно стать приоритетным направлением правительства, как некогда в Сингапуре.

*— Где будешь работать, когда выпустишься? *

— Об этом пока говорить рано, я предпочитаю пока об этом не задумываться. Конечно, если бы мне представилась возможность поработать за рубежом на какой-нибудь интересной позиции в компании, я бы с радостью согласилась. Хотя идеально было бы отвечать за международные отношения в каком-нибудь российском университете или иностранной компании, параллельно преподавать иностранные языки и вести проекты в сфере экологического и политического образования. Посмотрим.