Как на жизни людей отражается вымышленная российским телевидением реальность, как бороться с прокрастинацией и организовать свое время, что делает медиавирус успешным и почему глупо заменять трамвайные линии автомобильными полосами — в новом выпуске аудиозаписей «Теорий и практик».

© Ольга Матвеева

© Ольга Матвеева

Летние классы «Тройки Диалог»: города, удобные для людей


О лекторе: Максим Кац — муниципальный депутат района Щукино, автор «Блога о городах», стажировался в датском архитектурном бюро Gehl Architects.

Тезисы лекции

Качество жизни в городах не зависит от количества денег, важен подход к строительству. Напряженная ситуация с транспортом возникает, потому что города изначально строились не для машин, а для людей. Не только Москва сталкивается с этой проблемой, но здесь она очень неэффективно решается.

Есть два подхода к борьбе с перегруженностью дорог. Американский способ заключается в строительстве хайвеев и развязок, поощрении одноэтажного строительства, что приводит к увеличению площади города и невозможности перемещаться на общественном транспорте и тем более пешком. Второй подход применяется в Европе, где города устроены так, чтобы было удобно перемещаться на городском транспорте и пешком.

Современная трамвайная линия может перевозить 20 тысяч человек в час, а метрополитен — 50. При этом стоимость строительства наземных путей в 8 раз дешевле. Трасса или магистраль перевозит всего около 2000 человек в час, обычная улица — 700. Очевидно, что заменять трамвайные линии автомобильными полосами — абсурдное решение.

Книги по теме:

«Газеты умрут завтра»


О лекторе: Росс Доусон — австралийский автор, медиафутурист, предприниматель и бывший брокер. Известен своей книгой Living Networks, предсказавшей успех социальных сетей.

Тезисы лекции

Мы двигаемся в сторону медиаэкономики. Так, в 1980 году объем экономики США составлял 4,9 триллиона американских долларов, а через двадцать лет эта цифра почти удвоилась. То, что раньше никак не монетизировалось, — идеи, знания, информация, сервисы — приобрело свою стоимость. Можно прогнозировать, что в ближайшие 17–20 лет произойдет очередное удвоение объема экономики за счет вещей и явлений, которые носят нематериальный характер. В развитых странах, например, в Англии или США, 75% объема экономики обеспечивает сфера предоставления услуг. В России эта цифра другая, но скоро здесь будет аналогичная ситуация.

Печатная пресса сперва исчезнет в США — в 2017 году. Затем в Великобритании, Канаде, Норвегии, а к середине 20-х годов бумажные СМИ исчезнут в Испании, Чехии, Польше, Швеции и Швейцарии. Немецкая индустрия продержится до 2030 года, японская — на год дольше. Российские газеты исчезнут к 2036 году, одновременно с турецкими. В ряде стран газеты в первую очередь исчезнут в крупных городах: в России, Китае, Бразилии и Мексике. Из чего можно сделать вывод: чем выше уровень жизни в стране, тем быстрее происходит отказ от печатной прессы.

Книги по теме:

Встреча с политтехнологом Глебом Павловским


О лекторе: Глеб Павловский — политолог, историк. Директор Фонда эффективной политики, главный редактор и издатель «Русского журнала», директор Русского института, профессор ВШЭ.

Тезисы лекции

Российское телевидение не работает как институт медиарынка, рынка информации, рынка образов. Оно не реагирует на газеты, журналы и интернет должным образом. Оно не устанавливает рейтинги, коэффициенты — это полностью разрушенный медиацикл, его невозможно восстановить только на уровне интернета.

На нашем телевидении отсутствует реальная новостная повестка. Медиамонтаж и инсценировочная фальсификация реальности — это серьезная проблема, это гораздо хуже, чем цензура. Речь идет о том, что большая часть населения страны, которая живет в поле центрального телевидения существует в абсолютно вымышленной реальности, которая не повышает их способность выживать, преуспевать и оставляет их совершенно вне контекста реальных мировых проблем. Это лишает людей способности мыслить аналитически и искусственно провинциализирует мышление.

Российская Федерация — это искусственное образование, которое было придумано в 1990 году по тактическим соображениям. Достаточно сложно было после этого придумать экономику для государства с такими неожиданными границами, с непонятными на первых порах интересами и населением, которое в то время вообще не понимало, где оно живет.

Вскоре российскую экономику стали ошибочно называть газонефтяной или сырьевой, но это не соответствует действительности. Это элегантная схема, но крайне несправедливая. Наша экономика, безусловно, связана с торговлей сырьем на мировом рынке, и эта торговля эффективна, потому что она ведется от имени всей РФ. Фактически действует один продавец, который контролирует не только товар, но и гарантирует лояльность населения страны к правилам торговли, хотя не получает от государства адекватного распределения прибыли от этой торговли. Эта система требует особой формы повиновения — невмешательства в дела власти. Правила нашей демократии нигде не зафиксированы, но мы все им следуем.

Книги по теме:

«Невидимые законы распространения информации: тысячелетняя история вирусного промо»


О лекторе: Ирина Борисова — основатель и генеральный продюсер медиакомпании All Mind, занимающейся продвижением проектов в интернете.

Тезисы лекции

Термин «медиавирус» введен американским специалистом в области средств массовой информации Дугласом Рашкоффом для обозначения медийных событий, вызывающих прямо или косвенно определенные изменения в жизни общества.

Вирусное промо существовало всегда, каналы его распространения были разными. Например, история графа Дракулы — самый известный мем Средневековья. Венгерский король, должно быть, был не очень приятным человеком, но не таким плохим, как мы его себе представляем. Существуют истории о том, как он велел прибивать гвоздями шапки к головам провинившихся подданных, заливал людей горячей лавой и сажал десятками на кол.

Но правда в том, что он воевал с турецким султаном и отказался от его любезного предложения сдаться. Впоследствии султан все же нашел способы завоевать его королевство и параллельно использовал методики черного пиара — турецкий монарх нанял на работу немецкого исследователя, который создал манускрипт, в котором были собраны все мифы о вампире Дракуле. Переиздание и распространение рукописи привело к тому, что за графом закрепилась известная репутация.

История Джека Потрошителя также является медиавирусом и создана журналистами, отправлявшими письма в отделения полиции от лица вымышленного злодея. Именно из-за этой ложной корреспонденции существенная часть преступлений в городе была приписана известному серийному убийце.

Книги по теме:

Университет Майкрософт: тайм-менеджмент


О лекторе: Глеб Архангельский — генеральный директор компании «Организация Времени», заведующий кафедрой тайм-менеджмента Московской финансово-промышленной академии, автор книги «Формула времени».

Тезисы лекции

Тайм-менеджмент состоит из трех элементов: целеполагание (наши цели и ценности), планирование (с этим у большинства русских людей проблемы), а также мотивация и организация. Когда говорят «тайм-менеджмент», обычно возникают ассоциации технического свойства: организация, планирование, контроль, учет, управление жизнью и мотивацией.

Определение тайм-менеджмента на самом деле совершенно не про планирование, не про контроль, эта технология помогает потратить невосполнимое время нашей жизни в соответствии с личными целями, ценностями и реальными приоритетами. Здесь есть два ключевых момента: время невосполнимо — это единственный ресурс, который мы только тратим. Второе — как мы потратим свое время, так мы и проживем свою жизнь.

У каждого человека активного времени в жизни от 300 до 500 тысяч часов, в зависимости от образа жизни, который он ведет, и задач, которые реализует. То, на что мы тратим свое время, отражает наши ценности.

Книги по теме: