Основная идея мэра-архитектора Жайме Лернера заключается в том, что «из лягушки легко сделать принцессу», даже если лягушка — это самый неудобный и грязный город на Земле.

Он уверен, что за три года любой город можно улучшить, если у города будет генеральный план, поддержанный жителями.

Курити́ба — город на юге Бразилии, в 90 километрах от Атлантического океана. Население 1 797 408 человек.

В 1971 году новоиспеченный мэр бразильского города Куритиба Жайме Лернер столкнулся с проблемой вывоза мусора из трущоб. Улицы были узкими, мусоровозки — широкими, поэтому они были не частыми гостями в районах, которые больше всего в них нуждались. По счастливой случайности новый мэр был архитектором, который не только решил проблему с вывозом мусора и загрязненностью, но превратил Куритибу в город с уникальной в то время и одной из лучших сейчас системой транспортного сообщения.

«Город — как семейная фотография, вы не отрезаете вашего дядю, если вам не нравится его нос», — подумал Лернер и реорганизовал три основных параллельных проспекта под движение скоростных многосекторных автобусов. По центральной оси общественному транспорту выделено две из шести полос для движения в обе стороны, по боковым движение организовано в одну и другую сторону соответственно.

«Идея мобильности» Жайме Лернера заключается в следующем: транспортные системы не должны конкурировать друг с другом, они должны быть связаны. Итог – единая метро-автобусная система.

Вдоль проспектов стоят трубообразные остановки, полы которых расположены на одной высоте с подножкой автобусов, а двери открываются одновременно, как будто Жайме сделал метро над землей. Рио-де-Жанейро же потратился на постройку метро и вышло в 200 раз дороже системы в Куритибу. А в Куритибу нет метро. И пробок. И еще система перевозит 2,2 миллиона пассажиров в сутки, а расстояние от одной остановки до другой не более 5-ти минут ходьбы.

Идея Куритибы — пример того, каким должен быть город, чтобы в нем было удобно и приятно существовать, не высчитывать время, чтобы «проскочить без пробок», чтобы потом все равно простоять в них пару часов.

Наладив работу у себя в Бразилии, Жайме Лернер начал ездить по миру и консультировать другие города. Из российских повезло Перми, куда архитектор приезжал в рамках мероприятия TEDxPerm 2009 и обещал подумать над благоустройством города. Кстати, Пермь — единственный город в России, у которого есть рабочий генеральный план, который исполняется городскими властями.