Как изменится мышление людей в будущем, с чего начинается хорошее телевизионное шоу, как влиять на принятие решений в области градостроительства и почему «Гамлет» стал самой популярной пьесой Шекспира — в новом выпуске аудиозаписей лучших лекций недели на «Теориях и практиках».

«Как создаются популярные телепроекты?»


О лекторе: Андрей Савельев — креативный продюсер шоу «Вечерний Ургант», в прошлом креативный директор ИД «Собака», сооснователь журнала «Собака.ru», первый главный редактор Time Out в России.

Тезисы лекции

Если сравнить количество средств массовой информации, уровень их проникновения и плотность в 1990-е годы в России и сегодня, то роль интернета настолько высока, что можно с уверенностью сказать: героев не стало больше, но теперь у аудитории есть намного больше информации об этих героях. Если раньше о том или ином человеке мы могли не знать, и поэтому его присутствие в передаче в вечерний прайм-тайм казалось странным, то сегодня у нас есть возможность получать информацию об этом человеке из фейсбука, твиттера или, например, телеканала «Дождь» — такой объем данных не получить по одному-двум каналам распространения информации.

Появление «Вечернего Урганта» обусловлено тем, что наше информационное поле достигло такой плотности, что, действительно, можно четыре раза в неделю выходить в эфир и встречаться с людьми, потому что есть инфоповод. Установка, которую поставила себе команда, работающая над проектом, заключается в том, что мы под своим углом подаем новости и картину дня. Человек, который по тем или иным причинам не смотрел новости, может получить представление о том, какие события произошли в течение дня и что о них думает Иван Ургант и команда, которая это шоу делает. Мы информационно-развлекательная программа — по крайней мере, в ротации Первого канала мы проходим под таким определением, и нас оно на данный момент устраивает.

Книги по теме:

Теория «конца истории» в XX веке


О лекторах: Кети Чухров — поэт, философ, теоретик культуры, докторант Института философии РАН, редактор журнала «Номер» и издательства «Логос-Альтера». Оксана Тимофеева — философ, редактор раздела теории журнала «Новое литературное обозрение».

Тезисы лекции

В контексте кризиса гуманизма в философии часто поднимается тема животного, которая особенно важна для понимания сущности человека, его разума и сознания. Впервые радикальным образом эта тема была задействована в постгегелевской философии Кожева, в работах Хайдеггера, в философии Делеза, в работах Джорджа Агамбена. У Кожева речь шла о конце истории и, соответственно, конец истории связывался с концом гуманизма и антропоцентричности этого мира, он пытался осмыслить, каким образом будет существовать мир без человека, без категорий человеческого.

У Хайдеггера животное мыслилось как плененность, как невозможность выйти к бытию, то есть как понятие радикально негативное. К этому понятию человек приходит, когда он испытывает скуку — закрытость от бытия, явлений и событий позволяет человеку мыслить, как животное, которое ограничено своей средой обитания. То есть у Хайдеггера животное мыслилось исключительно негативно, как выключенность из бытия.

Делез воспринимал животное как миноритарность, и становление животным было для него категорией политической — становление слабым, становление не мной, не собой. Категория животного таким образом приобретала смысл эмансипации, то есть, когда я готов становиться слабым — я способен эмансипироваться.

Агамбен очень критично относился к интерпретации категории животного у Хайдеггера, он пытался ее деонтологизировать и не мыслить как негативность, понимать не как разделение на человеческое или на животное. Он говорил о том, что следует производить разделение на человека и на животное внутри самого человека, а также сделать незнание и отсутствие сознания — то, через что мы мыслим животное — позитивными категориями.

Книги по теме:

Университет сингулярности: попрощайтесь с линейным мышлением


О лекторе: Салим Исмаил — исполнительный директор Университета сингулярности, медиапредприниматель, соучредитель Confabb.com, PubSub Concepts и член совета директоров организации Breakthrough. Последнюю основанную им компанию Angstro в августе 2010 года приобрел Google. Работал в Yahoo, управлял семью компаниями на начальном этапе. Часто выступает с докладами, посвященными интернет-технологиям, частному капиталу и предпринимательству.

Тезисы лекции

Представляя будущее, большинство людей недооценивают долгосрочный эффект технологических инноваций и скорость их появления. Они предполагают, что скорость технического прогресса и вызываемых им социальных изменений останется приблизительно такой же, как сегодня. Такой взгляд можно охарактеризовать как интуитивно-линейный. На самом деле все будет совсем не так.

Серьезный анализ истории показывает, что технологические изменения носят экспоненциальный характер. Это свойство любого эволюционного процесса. В XXI столетии нам предстоит продвинуться вперед не на 100, а на 20 тысяч лет, потому как сегодня технологии развиваются по инерции, то есть мы можем наблюдать экспоненциальное увеличение скорости экспоненциального роста. Это можно представить как квадрат числа.

Медиа станут еще более персонализированными, нанороботы будут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, а неинвазивные устройства будут взаимодействовать с медиаторами мозга, раздвигая границы восприятия и интеллектуальных возможностей человека.

Книги по теме:

«Страшный сон об Уильяме Шекспире»


О лекторе: Алексей Бартошевич — шекспировед и театральный критик, заведующий отделом современного искусства Запада Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения, профессор.

Тезисы лекции

Комедия «Сон в летнюю ночь» была написана в период с 1594-1595 гг. и, скорее всего, она предназначалась для того, чтобы ее играли на аристократическом бракосочетании, возможно, во дворце матери Саутгемптона — друга и покровителя Шекспира, но доподлинно это не известно. В этой пьесе очень много от жанра «маски», который был чрезвычайно развит в XVI-XVII веках в Англии, — придворного зрелища с разного рода фантастическими персонажами, театральными шествиями и эффектами.

С одной стороны, эта пьеса сверхмузыкальна и неслучайно в конце XVII века Генри Перселл написал по ее мотивам «Королеву фей», а с другой стороны, простая публика была в восторге от комичности этой пьесы. XVIII век со свойственным ему холодноватым рационализмом и любовью к моральным проповедям не обратил особого внимания на произведение. Когда на художественную сцену пришли романтики, они восприняли «Сон в летнюю ночь» как манифест. Один из лучших критических текстов написал Генрих Гейне, статья называлась «Девушки и женщины Шекспира» и была посвящена женским образам в произведениях Шекспира.

В ХХ веке «Гамлет» по количеству театральных интерпретаций обогнал комедию, и на сегодняшний день этот количественный перевес сохраняется. В 1970-х самая известная постановка «Сна в летнюю ночь» была сделана Питером Бруком, гастроли с триумфом проходили даже в Восточной Европе, хотя политически это было тяжелое время. Чехословакия и Советский Союз не увидели спектакля, несмотря на то, что режиссер очень хотел привезти спектакль в Москву.

Книги по теме:

Круглый стол «Какой должна быть эффективная модель общественных слушаний?»


Об участниках обсуждения: Александр Ложкин — архитектор, журналист и исследователь. Олег Баевский — заслуженный архитектор России, почетный строитель Москвы, заместитель директора НИиПИ генерального плана Москвы, автор Генерального плана Москвы. Дмитрий Наринский — руководитель координационного комитета некоммерческого партнерства «Объединение планировщиков». Татьяна Гудзь — заместитель директора пермского «Бюро городских проектов». Владимир Харченко — юрист некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество».

Тезисы лекции

Публичные слушания — участие населения в механизме принятия решений — одно из наиболее важных и существенных достижений градостроительного кодекса, принятого в 2004 году. Это создало новые условия для взаимодействия власти, горожан и экспертов в градостроительной сфере. До этого власть самостоятельно принимала решения и к мнению населения относилась равнодушно.

Еще одним важным моментом кодекса является переход от философии архитектурного проектирования градостроительной деятельности или урбанистами (с терминами пока точной определенности нет) к новой форме городского устройства, основанного не только на архитектурном проектировании, но и сложных системах управления и взаимодействия различных структур. Отличие заключается в механизме принятия решений. В первом случае достаточно было технической экспертизы и оценки проекта, а во втором — власти принимают решение на основании общественного мнения, учитывая рекомендации экспертов. Поэтому основным механизмом выражения общественного мнения являются публичные слушания.

Для руководства очень многих муниципальных образований в нашей стране это остается новой и сложной практикой. Эта сложность усугубляется пробелами в законодательстве. Например, отсутствует механизм отчета властей о принятии или непринятии решений после проведения публичной дискуссии.

Расписание публичных слушаний в Перми

Публичные слушаний по законопроектам в Москве