Инженер, преподаватель медиа-арта и видеоартист Голан Левин рассказывает о том, зачем художнику нужны навыки программирования, почему в цифровом искусстве доминирует абстракция и будут ли компьютеры когда-нибудь обладать индивидуальностью.

— Какими, по вашему мнению, базовыми знаниями в работе с компьютером должен обладать каждый человек?

— Одна из самых потрясающих особенностей современного мира технологий состоит в том, что сейчас существует огромное множество самых разных языков программирования и областей для применения компьютера. Я преподаю медиаискусство в университете Carnegie Mellon и нанимаю в штат специалистов, которые занимаются этой же тематикой, так что у меня есть сложившиеся представления о том, что эти люди должны знать.

Особенное внимание я уделяю смежным областям видеоарта, в которых авторы пытаются с помощью компьютера создать новый софт, заставить аудиторию испытать что-то новое. Софт выполняет роль инструмента, который управляет нашей жизнью, и, без сомнения, им нужно уметь пользоваться. Так что если вы делаете что-то в сфере искусства, то вам нужно знать, во-первых, программирование на текстовой основе (Java, Framework), во-вторых, на патчевой основе (Pure Data, Max/MCP, VVVV), в-третьих, принципы программирования микроконтроллера и, в-четвертых, программирование на веб-основе (PHP, Ruby on Rails).

Еще должны быть другие знания — не из области программирования, но тоже полезные. Например, умение редактировать видео. Это очень важно — каждый человек, обучающийся в институте, колледже или даже старших классах школы, должен это знать. Это сегодня необходимо для простой коммуникации. В какой-то мере понимание приходит само: все знают, что видео можно записать на телефон и залить на YouTube — тут ничего сложного. И при этом у многих вызывает шок то, что мой друг обучает своих студентов первого курса актерского отделения тому, как редактировать видео. Разумеется, они должны это знать! Им ведь нужно понимать, как будут резать фильм, в котором они снимаются.

Еще одна сфера, которая никогда не была столь доступна для всеобщего изучения, как сейчас, это моделирование в 3D. 2012 год определенно будет годом трехмерной визуализации. С такими инструментами, как Scetchup, работать в этом жанре стало легко, как никогда.

— Не так часто встретишь компьютерное искусство, которое можно назвать фигуративным. Почему в цифровой среде доминирует абстракционизм?

— Я сам лично очень люблю абстрактное искусство. К тому же моя мама работает в направлении абстрактного экспрессионизма. Мне кажется, что абстракция может выражать мысль способами, идущими далеко за пределы языка, она оперирует на каком-то ином уровне восприятия. По-моему, абстракция прекрасна. Многие утверждают, что я создал несколько фигуративных работ (например, серия портретов Floccular Portraits 1999 года и Segmentation and Sympthom 2000 года). Однако, на мой взгляд, они на самом деле очень абстрактны. Я сторонник теории, что между абстрактным искусством и фигуративным — не пропасть, а плавный переход, и в этом пространстве существует много направлений, в какую сторону можно двигаться. По-моему, это промежуточное пространство ужасно интересно.

Только сегодня я смотрел работы Universal Everything, особенно Мэтта Пайка, со всеми этими его мельтешащими персонажами. С одной стороны, они вроде бы совершенно абстрактны, с другой, их действиями управляет какая-то физиологическая логика, и потому они воспринимаются как фигуративное искусство. Не надо забывать, что такого рода искусство бывает разным. Например, изображения могут быть визуально абстрактными, но при этом фигуративными с точки зрения их кинетики.

Раннее компьютерное искусство было абстрактным, полагаю, потому что кружочки и квадратики было просто-напросто легче всего рисовать. Да и работать тогда, говоря по совести, можно было только с такими формами. Сейчас возможно очень многое. И мне не кажется, что все компьютерное искусство абстрактно. Я вижу там и фигуративные работы.

— Что будет после Kinect? К чему приведет развитие подобных технологий?

— Мне кажется, за этим должен последовать вопрос: когда мы увидим Kinect в наших телефонах? И это, пожалуй, также наполовину ответ. На самом деле, я не занимаюсь прогнозами, так что может быть вам лучше стоит проверить, что говорит по этому поводу научная фантастика, так как в ней, как показывает опыт, ответы на подобные вопросы обычно более верны, чем чьи бы то ни было.

Я думаю, главное не в том, какая технология последует за Kinect. Когда уже существующее изобретение становится намного дешевле, намного меньше и работает намного быстрее, оно, по большому счету, превращается в нечто совершенно новое. Когда я думаю о том, что будет после Kinect, мне кажется, что правильный ответ здесь — не конкретная новая технология, а культурная эволюция. Kinect существует уже довольно давно — в разных формах. Я видел 3D-камеру лет 5-7 тому назад — это была Zcam. То есть, эти камеры существовали и были в употреблении какое-то время. Однако потом они подешевели и попали в массовое пользование. И готово — у людей неожиданно появилась возможность по-новому самовыражаться, делать какие-то вещи, которые прежде были невозможны.

Что будет после Kinect? Разумеется, очень интересно, что произойдет, когда они появятся на телефонах. Сейчас есть, например, камера Lightroom. Также советую понаблюдать за тем, что происходит в медиалаборатории Camera Culture Group — они делает совершенно сумасшедшие вещи, очень продвинутые и интересные.

Так вот, когда камеры становятся супермаленькими и супердешевыми, вы начинаете смотреть на реальность по-другому, замечать какие-то детали, заниматься всякими художественными экспериментами. Короче говоря, я ожидаю какого-то нового уровня распознавания звука и изображения. Мне кажется, мы почти этого достигли в области расшифровки и понимания речи. Может быть, мы сможем таким образом изменить жизнь к лучшему.

— Как выдающийся визуализатор, какой бы вы дали совет человеку, который пытается освоить данные цифровой таблицы, в которой, условно говоря, более 400 000 ответов от людей, оценивших кое-что по шкале от 0 до 100?

— Поэкспериментируйте с Many Eyes — это позволяет быстро попробовать много различных вариантов визуализации через IBM. Я бы так к этому подошел. Вы сможете применить столько разных вариантов, что хотя бы с одним из них вам точно повезет. Может быть, лучшим решением для вас будет stack-график. Ну а если данного сайта вам покажется недостаточно, попробуйте поискать в других местах. Книга Бена Фрая Visualizing Data — прекрасный справочник, который описывает множество методов и приемов, которые помогут вам найти, с чего начать и как подойти к проблеме.

— В чем состоит ценность диплома о высшем образовании для видеоартиста?

— Есть много причин задаваться подобным вопросом. Например, если вы изучаете новейшие технологии, то может так получится, что к тому моменту, как вы окончите институт, они уже устареют. Также традиционные представления о профессиональном сообществе могут оказаться неприменимы к некоторым случаям. Потому что намного значимее и сильнее может быть компьютерная сеть, через которую вы будете связываться с теми, кто разделяет вашу страсть и ваши интересы.

На самом деле, я много думал об этом — какой ценностью обладает диплом, чем важен институт обучения? И разумеется, я обращался к каким-то конкретным источникам. Например, существуют такие организации, как Machine Project или The Public School в Лос-Анджелесе. Они занимаются великим делом — предоставляют людям возможность научиться тому, чему они хотят, внеинституционно. Есть также потрясающие книги. Например, книга, которая перевернула и убила для меня весь прошлый год — Why Art Can Not Be Taught Джеймса Элкинза. Она действительно выбила у меня почву из-под ног: я пришел на занятия с мыслью: «В самом деле! Все это бессмысленно!» Мол, либо у вас есть талант, либо нет.

Но на самом деле я оптимист. Мне кажется, очень важно повариться в одном котле — ничто не может заменить встречу с новыми живыми людьми, работу с ними, совместное времяпрепровождение. И даже в тех случаях, когда коллеги, сотрудники и оппоненты разбросаны по разным частям света, как происходит в моей жизни сейчас с людьми из сообщества Open Frameworks или Kinect Hacks, все же лучший энергетический заряд получается только тогда, когда вся энергия направляется в одно русло. Только когда вы сводите людей в одно место, происходит магия. Я не могу ничего сказать просто про ценность корочки. Но ценность опыта заключается в том, что вы получаете уникальную возможность взаимодействовать с теми, кто разделяет ваши интересы, поработать и поучиться вместе.

— Если компьютер превзойдет возможности человеческого интеллекта, должны мы бояться этого или наоборот радоваться?

— Знаете, как сказал Марвин Ли Минский — все зависит от того, что вы понимаете под возможностями человеческого интеллекта. Компьютеры давным-давно превзошли возможности человеческого разума, если подумать о, скажем, вычислительной скорости. Но я не думаю, что они когда-либо догонят людей в том смысле, что станут понимать других людей подобно нам. Однако они, безусловно, могут оставить нас в дураках: с их помощью можно сделать очень интересные вещи, задать серьезные вопросы. Мне не кажется, что когда-нибудь у них появится индивидуальность. Впрочем, я могу и ошибаться.

— Как насчет индивидуальности без компьютерного интеллекта, какой ее видит Кори Доктороу?

— Я с ним полностью согласен. У Кевина Келли есть потрясающее видео под названием The Next 5000 Days of The Web, в котором он говорит об этом. Там хорошо показаны аккумулятивные эффекты работы интернета, которые сравнимы с работой миллионов нейронов. Келли утверждает, что сложность всей цепи соединенных сетью компьютеров сравнима с устройством человеческого мозга. Когда эта система станет в сто миллионов раз сложнее — это будет величайшая сеть из когда-либо существовавших, и она, безусловно, откроет новые горизонты. Скорее всего, весь мир превратится в один коллективный разум. По-моему, такое будущее более вероятно, чем захват Земли терминаторами через скайнет. Но, может быть, я оптимист.

Тут возникает другой вопрос. Ну объединятся разумы миллионов людей в одно целое. И о чем это целое станет думать? О порно. Я к тому, что это вряд ли станет каким-то золотым веком человеческого интеллекта. Люди-то не меняются.