Умение совершать ошибки и делать выводы из них — это ключевой навык любого человека, который планирует чему-то научиться. Впрочем, это не говорит о том, что к неудачам нужно стремиться — разве что к заранее спланированным. «Теории и практики» публикуют статью The99percent.com об умных ошибках, которые можно использовать для поиска и тестирования новых идей.

В словаре под «ошибкой» понимается «неверное действие или утверждение, которое происходит в результате неправильного умозаключения, недостаточной осведомленности или проявленной невнимательности». Вместе с тем «умные» ошибки нацелены на «недостаточные знания», которые являются основой множества творческих и инновационных проектов. Представьте себе такую ситуацию, когда ваша цель — пересечь ручей, при этом не промокнув. Чтобы достичь ее, вам необходимо тщательно спланировать маршрут, к примеру, найти путь из ряда камней, находящихся друг от друга в расстоянии одного шага. Однако даже это не застрахует вас от возможного падения — камень может пошатнуться, или его поверхность окажется слишком скользкой. Пока вы не попробуете пройти этот путь, результат данного предприятия так и останется загадкой. Когда мы оказываемся в новой ситуации — нет никакой гарантии успеха. Поэтому мы вынуждены совершать «неверные действия как результат недостаточной осведомленности». Как определить, когда вы совершаете «умные» ошибки, а когда нет?

Снизить вероятность промаха


В случае с переправой через реку — попросить своего друга пойти первым. А если серьезно, например, заранее снять обувь и носки, чтобы они не намокли. Другими словами, выбрать такой вариант, который снижает цену ошибки и сохраняет ваши ресурсы, будь то деньги или время. Питер Симс в своей книге Little Bets: How Breakthrough Ideas Emerge from Small Discoveries приводит примеры студии Pixar и компании Procter & Gamble, которые уже на ранних стадиях создания продукта собирают отзывы и мнения целевой аудитории.

Извлечь уроки из каждой попытки


В своей работе Discovery-Driven Growth Рита Гюнтер МакГрэт и Иан МакМиллэн подчеркивают необходимость документирования предыдущих попыток для построения системы проверки последующих шагов. Авторы предлагают, таким образом, тестировать различные составляющие бизнес-планов — бизнес-модель, размер рынка, оценку развития, конкуренции и других.

Вернемся обратно к нашему случаю. Для пересечения ручья необходимо обратиться к своим чувствам — зрению, слуху, осязанию — и проанализировать устойчивость камней разных размеров и форм или их подвижность при давлении различной силы.

Соблюдать последовательность шагов


Кристиан Тервиш и Карл Ульрих в своем труде Innovation Tournaments объясняют, что при создании какого-либо продукта или услуги порядок ваших действий имеет решающее значение.

В качестве неудачного примера этого подхода они приводят сегвей. Его изобретатель Дин Кэмен, вдохновленный технологией балансирования и легкостью передвижения двухколесного самоката, инвестировал крупную сумму в полноценный цикл проектных работ еще до того, как провести исследование рынка и разработать прототип. Кэмен начал с наиболее дорогостоящего и длительного этапа. Когда он впервые представил свою разработку публике в декабре 2001 года, ажиотаж был очень большим, и только после того, как шумиха вокруг этого нового транспортного средства утихла, автор решил обратиться к рынку.

По предсказанию представителя одного из венчурных фондов компания Кэмена должна была достичь общего капитала с продаж суммой в миллиард долларов, однако к середине нулевых им удалось распродать всего около 23 600 сегвеев, что составило менее 118 миллионов долларов выручки. Это был настоящий финансовый провал. Поэтому не следует брать пример с «Сегвея», а направить свою энергию на первоначальную дешевую бумажную работу, которая поможет найти необходимую информацию и станет основой для длительного дорогостоящего процесса проектирования.

«Преднамеренные» ошибки


Представьте ситуацию, в которой вам будет необходимо пересечь ручей по воде, сознательно избегая камней. Безусловно, это умышленная ошибка, намеренный акт, бросающий вызов вашей внутренней логике. Зачем делать что-либо в этом роде? Ощущение того, что имеет значение, а что нет, формируется благодаря нашим внутренним предположениям. К примеру, мы понимаем, что гулять в сухой обуви более удобно, нежели в сырой. Однако иногда эти предположения, или, лучше сказать, предрассудки, оказываются бесполезными и устаревшими.

В таком случае необходимо обратиться к тому, что Пол Шумейкер, автор Brilliant Mistakes: Finding Success on the Far Side of Failure, называет «преднамеренными ошибками». Пример такой ошибки — поведение команды доктора Хауса в одноименном сериале, когда для того, чтобы сузить количество вариантов диагноза, врачи намеренно выбирают неочевидные варианты лечения и смотрят, как реагирует на них оргназим пациента.