© Иван Кайдаш для института «Стрелка»

© Иван Кайдаш для института «Стрелка»

Организаторы проекта Flipped Classroom предлагают перевернуть школьное образование в США — они считают, что ученики должны выполнять домашнее задание под руководством учителя, а теоретическую часть программы — осваивать дома самостоятельно при помощи видеоуроков. После презентации издательской программы «Стрелки» преподаватель Брайан Беннет рассказал «Теориям и практикам» о том, как создать идеальный обучающий ролик и с его помощью заставить учеников думать.

— Ваш подход к обучению, так называемый «перевернутый класс», кажется не столько методом, сколько новой философией. Что это вообще значит?

— Во-первых, ученики должны понимать, что они сами теперь во многом отвечают за свое обучение. Я больше не стою перед классом, указывая им, что они должны делать. Во многом они сами становятся ответственными за свое обучение. Дети могут выбирать, каким образом достичь поставленной задачи. И, следовательно, встраивание этого элемента выбора в систему обучения — один из главных моментов. Дома они смотрят видео, в которых объясняется тот или иной материал. А в классе на основе полученных знаний и навыков мы уже уделяем больше внимания другим вещам.

Во-вторых, это отношение преподавателя к своим ученикам. Я уже не могу просто показать им видео и потом думать, что они все поняли и смогут применить свои знания сами. Я должен находиться в постоянном контакте с учениками. Фактически я работаю с ними один на один, они задают мне множество вопросов, и мы создаем такое дискуссионное поле. И зачастую эти обсуждения помогают и учителю заново осмыслить какие-то вещи.

— Каким должен быть идеальный видеоурок?

Проект [Flipped Classroom](http://www.flippedclassroom.com/index.php) — новая концепция школьного преподавания в США. Суть концепции кроется в названии — «перевернутый класс». Домашнее задание выполняется в классе при содействии учителя, а лекции и объяснения разбираются учениками самостоятельно дома при помощи видео-уроков.

— Это сложно. Давайте скажем — хороший видеоурок. Он должен быть коротким, то есть не должен включать в себя больше одной идеи. Люди, занимающиеся наукой, зачастую привыкли рассматривать целый комплекс проблем. Здесь же, к примеру, если мы берем тему ДНК, то одно видео будет посвящено только структуре молекулы, второе тому, как она себя ведет, и так далее. Так как клипы короткие, то эта информация воспринимается легче. Когда речь заходит о видеоуроках, многие думают, что дети после школы приходят домой и еще час сидят и смотрят лекцию. Но это не соответствует действительности. Если так будут думать все учителя, то на выполнение домашнего задания будет уходить чуть ли не семь часов.

Я стараюсь поэтапно строить свои видеоуроки: шаг один — сделайте это, шаг два — сделайте то и так далее. Для объяснения некоторых тем, таких как эволюция, я не использую видео, поскольку хочу сделать их более живыми, более дискуссионными. Таким образом, главный совет — критично подходить к себе и процессу создания видеоурока, ну и следить, чтобы он был незатянутым и включал в себя не более одной идеи.

— Какие предметы лучше всего подходят для того, чтобы их преподавали таким образом?

— Полагаю, естественные науки и математика — поскольку их можно наглядно проиллюстрировать. Однако существует много изобретательных людей, которые используют такой подход на уроках английского языка или истории. С помощью видео они заставляют своих учеников мыслить, писать эссе, выражать какие-то свои чувства. Определенно, необходимо обладать каким-то базисом, чтобы в дальнейшем на него уже накладывалась новая информация и навыки. Поэтому я рассматриваю этот подход как возможность расширить уже полученные знания, но не как метод базового обучения.

— Когда прошел первый перевернутый урок?

— Самая ранняя статья вышла в 2000 году, дело было в университете штата Огайо. Но тогда техника еще не была достаточно совершенной, поэтому такого рода занятия проводились от разу к разу. Пионерами перевернутых уроков являются Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — именно они придумали термин и впервые опробовали этот метод.

— Трудно ли было убедить руководство школы использовать такой подход?

— В первый год директор был очень заинтересован во всех моих идеях, очень меня поддерживал. Он сказал, что хочет посмотреть на мой проект, на то, каким образом я хочу осуществить задуманное. Поэтому иногда он просто приходил на занятие и смотрел, что там происходит. Конечно, это было не от недоверия ко мне, а просто из интереса. Однако не стоит забывать, что существует программа обучения, и у каждого штата она своя. Из-за этого оценки за тестирование очень важны, ведь от них напрямую зависит финансирование школы. В общем, от обсуждения инновационного подхода к обучению мы скатились к обсуждению оценок за тесты, что мне очень не нравилось, и я ушел из той школы и теперь преподаю в другой.

— Каким образом ваш метод влияет на отношения ученика и учителя? Создается ли какая-то новая модель поведения?

— Очень часто получается, что учителя дегуманизируют методы, которыми они пользуются в работе, атмосфера в классе становится из-за этого обезличенной. Я же наоборот пытаюсь сделать подход к обучению более индивидуальным и гуманным, я даю детям понять, что вовсе не собираюсь, скажем так, хватать их за горло. Я тоже обычный человек, который просто знает чуть больше них, который здесь, чтобы помочь им узнать что-то. Мне кажется, такой подход годится и для естественных наук, и для иностранных языков. Жаль, что я не говорю ни на каком языке, кроме английского. А мог бы выучить корейский, ведь я два года прожил в Южной Корее.

— Вы говорите о том, что, используя столь необычное обучение, можно поделить класс условно на несколько групп: сильные ученики, средние и слабые. В зависимости от этого, к каждой из групп у вас свой подход, и вы готовите им разные задания, но ведь это занимает в три раза больше времени.

— Да, было время, когда я очень рано приходил на работу, чтобы подготовиться к урокам, иногда даже в 6.15. Но я старался не задерживаться после занятий, чтобы не расстраивать жену. Я и впрямь поглощен всем этим рабочим процессом. Я все больше убеждаюсь, что детей можно разделить на тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Принимая это во внимание, я могу группировать их для выполнения тех или иных заданий.

Условных «читателей» я посажу вместе читать книги, «писатели» будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент — смотреть видео и так далее. Затем можно всех перемешать, таким образом у разных групп откроются иные перспективы мышления и восприятия информации. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты, а затем уже попробовать развить и другие способности. Я говорю, например: «Ребят, я знаю, что вам не очень нравится читать, но вы должны прочитать эту статью». Я должен добиться от них понимания необходимости сочетать все три навыка. В общем, да, возвращаясь к вопросу, под конец дня я обычно очень устаю.

— А что если посмотреть на такие занятия с точки зрения учеников из небогатых семей, у которых может и не быть компьютера дома?

— Знакомясь с классом, я обычно спрашиваю, у скольких учеников есть страница на фейсбуке. Обычно все поднимают руку, из чего я заключаю, что у всех есть компьютер и доступ в интернет. Если кто-то не поднимает руку, то это уже отдельный разговор. Правда, школа обычно предоставляет ученикам компьютеры, так что — это не проблема. Я знаю учителей, которые обращаются в компьютерные фирмы с тем, чтобы они пожертвовали школам какую-то часть своей продукции. Фирмы соглашаются, поскольку таким образом они платят меньше налогов, да и потом — это безусловно идет на пользу их репутации. В целом, я еще не сталкивался с ситуацией, когда нельзя было бы использовать наш метод из-за отсутствия оборудования, но знаю, что, к сожалению, не везде ситуация столь же благоприятная.

— Ваша школа бесплатная, родители ничего не платят за обучение?

— Да, большинство школ в Америке бесплатные. Есть и частные школы, я немного поработал и там. Но в них дети тоже сталкиваются с трудностями. Да, там хорошее оборудование, более высокий уровень преподавания, но родители учеников частных школ, как правило, очень много работают и почти не видятся с детьми, отчего возникают психологические проблемы.

— Какие книги вы бы порекомендовали по теме инновационных подходов в образовании?

— Недавно вышла книга под названием Flip your class Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса, которая очень помогает мне в работе. Не знаю точно, на какие языки переведена эта книга, но она точно есть на английском и испанском, а позже летом появится электронная версия этого издания. Потом очень много материала в интернете, в частности в блогах, в том числе и мой блог полностью посвящен этой теме. На сайте International society for technology and education есть целый раздел, рассказывающий о нашем методе. Кроме того, сейчас в Калифорнии готовится к защите диссертация Рэмсея Муссалама на тему «перевернутого класса».