© Роман Кузнецов

© Роман Кузнецов

Лингвистика и этнография малых народов Афганистана, характер Энди Уорхола, интерпретация произведений современного искусства, фандрайзинг в России и эволюция города во время праздников и митингов с социологической точки зрения — в аудиозаписях лучших лекций недели на «Теориях и практиках».

Простое объяснение современного искусства


О лекторе: Иэн Гончаров — недавний выпускник лондонского Art Practice at Goldsmiths College, художник и преподаватель Британской высшей школы дизайна.

Тезисы лекции:

Когда речь заходит об искусстве, мы говорим об интерпретации. Нам нравится искать знаки, символы и смысл в том, что мы видим в музеях, галереях и на улицах — мы инстинктивно в этом заинтересованы. Интерпретация и элементарная аналитика — это вещи, которые мы делаем каждый день: как пахнет вещь, какова ее форма, какой смысл имеет то или иное слово, что несет изображение. С детства нас учат распознавать животных, объекты, какие-то знаки. Нас научили доверять, помнить, сравнивать, видеть соотношение идей и философских концепций, это помогает понимать современное искусство. То, как мы интерпретируем знаки и формы, которые нам не знакомы, распознавать которые нас не учили, всегда индивидуально, но определено средой и временем, в которых мы выросли.

В чем заключается сложность того, чтобы, глядя на искусство, получать какой-то отзыв? Иногда это выглядит слишком тяжело или нелепо и даже смехотворно, когда люди пытаются сделать какой-либо вывод, глядя на то или иное произведение. Но нужно понимать, что с приходом автоматизированного производства в ХХ веке художники перестали быть единственными производителями искусства. Все, что они могут, — это взять одну из существующих вещей и сделать так, чтобы она отличалась от подобных, интерпретировать ее в контексте своих переживаний и актуальных политических, социальных или другого рода событий.

Книги по теме:

  • «Основы современного искусства. Введение в его символические формы»
    Вернер Хофман
  • Art Since 1900
    Hal Foster, Rosalind Krauss, Yve-Alain Bois and Benjamin H. D. Buchloh
  • «История русского искусства. Книга 3. Русское искусство XX века»Екатерина Деготь

    Лингвистика и этнография неочевидных народов


    О лекторе: Сергей Дерин — аспирант института языкознания РАН, один из участников проекта «Молодые ученые», организованного «Теориями и практиками».

    Тезисы лекции:

    Долгое время нуристанцы оставались язычниками несмотря на то, что жили в окружении мусульманских народов. В одном военном блоке с нуристанцами находились пашаи и калаши. Попытки покорить воинственный народ предпринимали многие правители, в том числе и Тамерлан, но удалось это только зимой 1895-1896 годов кабульскому эмиру Абдурахману.

    Рискованный военный поход был предпринят зимой для того, чтобы нуристанцы не смогли подняться выше в горы на «летовки», где обычно пасут скот. С одной стороны, все войско эмира могло погибнуть, с другой — у осажденных не было бы возможности спастись. Зима была суровой, и операция привела к успеху: языческие храмы были разграблены, нуристанское население огнем и мечом было обращено в ислам. Часть жителей сбежала в соседнее княжество Читрал, где в течение десятилетий продолжало исповедовать язычество, но в итоге все-таки приняло мусульманство.

    С тех пор нуристанское население находилось в изоляции от мира, потому что афганское правительство ограничило доступ для европейцев в те области. Население западного Нуристана, оказавшее наиболее жесткое сопротивление афганцам, было сослано в район Кабула, где проживало в течение 30 лет, и только после этого ему разрешено было вернуться.

    В 20-30-х годах ХХ века в эту область были организованы первые европейские экспедиции. Первым европейцем, который провел достаточно большое количество времени в Нуристане и сумел организовать довольно масштабное изучение языков и обычаев региона, был англичанин Джордж Скотт Робертсон, но поскольку он был военным, а не лингвистом, его труды имеют довольно специфичный характер. Тем не менее в плане описания языков и обычаев этих народностей его исследование остается непревзойденным.

    Затем, в 20-е годы, районы, населенные нуристанским народом, стал посещать знаменитый норвежский лингвист Георг Моргенстьерне, которому удалось встретиться с одними из немногих остававшихся языческих жрецов. Он собрал достаточно большое количество информации об обрядах, написал очерки о языках, в частности по языкам ашкун и прасун.

    В 60-е годы советский лингвист Александр Леонович Грюнберг-Цветинович посетил Нуристан в качестве переводчика в составе геологической экспедиции и описал три новых языка Афганистана — кати, мунджанский (относится к иранской группе) и нингалами (дардская группа). В настоящее время из нуристанских языков довольно хорошо описан язык кати и вайгали.

    Книги по теме:

    Энди Уорхол и журнал Interview. Философия создания


    О лекторах: Кристофер Макос — личный фотограф Энди Уорхола с 1983 года и до конца его жизни, автор знаменитых портретов художника в образе травести. Алена Долецкая — журналист, 13 лет занимала пост главного редактора Vogue Russia.

    Тезисы лекции:

    Две самые важные черты в характере Уорхола как человека — это щедрость и постоянное стремление открывать новое. Он никогда не переставал работать, не делал перерывов. Уорхол был абсолютно американским художником — именно поэтому он пор столь популярен, а его имя знает огромное количество людей. Для своих работ он выбирал образы, которые появились в США: Мэрилин Монро, Элвис Пресли, суп «Кэмпбел». Эти работы являются максимально американскими в контексте творчества художников ХХ века.

    Стать популярным в Нью-Йорке можно, если быть самим собой и не терять своего лица. Нью-йоркцы очень уважают тех, кто знает себе цену. Если вы будете закрытыми — то останетесь среди толпы, будете притворяться — у вас ничего не получится.

    Уорхолу всегда очень хотелось работать в кино, но он не понимал, как это сделать. Его эксперименты оставались предметом внимания узкого круга людей. Поэтому он основал журнал Interview, главной идеей которого были кино и работа с творческими людьми. Какой бы ни была ваша мечта, выскажите ее и каждый день старайтесь делать что-то, чтобы к ней прийти, потому что время проходит быстро, и его нельзя упускать.

    Книги по теме:

    Фандрайзинг в социальных медиа — кому необходимо и кому противопоказано


    О лекторе: Сергей Долгов — тренер, бизнес-консультант, старший преподаватель НИУ ВШЭ, соучредитель Российской Коалиции НКО и благотворительного фонда «Разные дети».

    Тезисы лекции:

    Социальные сети — это дорого, даже не потому что в эти медиа нужно вкладывать много денег, а потому что работа в них требует значительных ресурсов — временных, человеческих и интеллектуальных. Во-вторых, это длительная инвестиция, то есть анонсировать сегодня акцию, а завтра получить 300 человек, которые еще через день принесут вам триста тысяч рублей, невозможно. Есть пара методов, с помощью которых удастся это сделать, но ими нельзя пользоваться постоянно. В итоге соцсетями нужно заниматься постоянно, вкладываться на протяжении длительного времени в развитие своего образа в данной среде, потому что функционал фейсбука, vkontakte.ru и даже «Одноклассников» меняется практически каждый день: от минимальных изменений до глобальных. Например, всего год назад началось использование одноколоночной ленты, сначала это был эксперимент, потом она стала единственно возможным интерфейсом. Постоянные изменения в сетях отражаются на том, как нужно в них работать.

    В-третьих, присутствие — это рискованно. Всегда найдется кто-то, кто скажет про вас плохо. Вам необязательно быть для этого нехорошим — человек может либо что-то не понимать, либо у него может быть просто плохое настроение. Все это означает, что соцсети— серьезный маркетинговый механизм.

    У фандрайзинга в соцсетях есть две задачи — мы ищем того, кто может дать то, что нам нужно здесь и сейчас, либо ищем того, кто способен помочь найти необходимого человека. Для разовых акций и для долгосрочных проектов должны действовать разные схемы. Постоянно необходимо мониторить инфосреду: что говорят по теме вашего проекта и по объектам, с которыми вы работаете, продвигать ваше сообщество, реагировать на негатив, анализировать конкурентов. Даже если вы занимаетесь эксклюзивными проектами, конкурировать за внимание аудитории все равно придется.

    Основное правило SMM — для того, чтобы привлечь аудиторию, нужно рассказывать про себя, дать пользователям возможность задать вопросы о характере вашей деятельности. Самые лучшие сообщества — это те, в которых 80 процентов сообщений сгенерировано людьми, которые там делятся советами, благодарят, общаются, рассказывают о своем опыте.

    Книги по теме:

    Москва как объект политического дизайна и политического маркетинга


    О лекторе: Алексей Левинсон — социолог, руководитель отдела социокультурных исследований в «Левада-Центре», кандидат искусствоведческих наук.

    Тезисы лекции:

    Москва — это социальный капитал нашего общества, ценность, что-то очень существенное для всех жителей страны. За эту ценность идет борьба, и она в то же время является предметом торга. Одна из самых напряженных форм противостояния до недавнего времени — отношения москвичей и тех, кого москвичи считают приезжими. Это можно назвать межэтническими конфликтами, напряжением и обострением межнациональных отношений, ксенофобией или инвазией, то есть инокультурным нашествием — в зависимости от того, в какой точке социального пространства находится тот, кто дает характеристику этому процессу.

    По наблюдениям социологов градус напряжения по этому вопросу рос постоянно в течение долгого времени. В декабре 2010 года произошел эксцесс — выступление на Манежной площади, в котором участвовали фанаты, националисты, возмущенные москвичи, недовольная молодежь. У этого конфликта была сугубо символическая природа, присутствовало политическое измерение, но отсутствовала экономическая составляющая — это была не борьба за рабочие места или улучшения труда.

    Через год возникла новая действительность — митинги. Городская природа этих событий стала все более и более видимой. С началом действий оппозиции в Москве значительно упала напряженность межэтнических конфликтов. Здесь стоит уточнить, что имеется в виду напряженность, которая исходит от москвичей, националисты не исчезли, но в городской среде проблема пошла на спад.

    К сожалению, исследований мнений таджиков, китайцев и других иммигрантов по этому вопросу не проводилось, и мы не можем дать оценку событий с этой точки зрения. Но так как проблема не решена и цели митингующих пока не достигнуты, велик риск возвращения к конфликту — недовольство общества тем, в какой реальности оно существует, будет выражаться в агрессии к приезжим. Можно утверждать, что пока оппозиция существует и люди открыто выходят на улицу под своими флагами, эксцессов будет меньше.

    Книги по теме: