Почему в сети люди готовы работать бесплатно? Как философия дарения работает в интернете? Могут ли люди решать локальные проблемы самостоятельно, используя возможности сети? В рамках проекта Knowledge Stream состоялось выступление Джеффа Хау — пишущего редактора The Wired, который придумал слово «краудсорсинг» в 2006 году и описал механизмы этого явления в статье The Rise of Crowdsourcing и в книге «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса». T&P публикуют сокращенную версию лекции.

Джефф Хау

Слово «краудсорсинг» возникло случайно. Это была шутка, я хотел посмеяться над Кремниевой долиной и над тем, как компании изобретают сумасшедшие слова, вместо того чтобы использовать аббревиатуры. Но именно благодаря этому слову я пролетел вокруг земного шара несколько раз — на прошлой неделе я говорил об этом в Голландии, а через две буду в Милане. Если я даже и сыграл какую-то роль в его появлении, определил какие-то концепции, то это можно объяснить тем, что мне просто повезло: я, как говорится, оказался в правильном месте в правильное время, чтобы придумать правильное слово. Ведь были и другие люди, которые наблюдали тот же феномен в 2005–2006-х годах.

Мы живем в то время, когда вынуждены догонять свои технологии — нам потребовалось 15–20 лет, чтобы осознать возможности интернета. Когда появился веб, общество еще жило в индустриальном веке. На тот момент времени все в США говорили о контенте, генерируемом пользователями (UGC). Я ненавидел этот термин, который не имеет никакого отношения к краудсорсингу. Потому что видео с кошечками и собачками на YouTube — это контент, но не полезный, а краудсорсинг имеет отношение к чему-то более глубокому и фундаментальному.

Больше инструментов — меньше времени на освоение новых навыков

Массовый потребитель получил в свои руки те инструменты и технологии, которые были у крупных корпораций. Демократия в интернете — это путь мысли. Сейчас краудсорсинг переживает начальный этап роста, но в конце концов он трансформирует многие индустрии — политику, управление, приведет к более высокому уровню демократизации общества. Краудсорсинг — это первая врожденная система, возникшая в постиндустриальном, информационном обществе. Она переводит производство товаров, сервисов, услуг на новую ступень, в новую эру, где более миллиарда человек общаются и взаимодействуют через интернет.

На протяжении всей истории определение толпы всегда подразумевало физическую близость. Нам нужно было находиться рядом, чтобы называться толпой. А с появлением интернета возникло понятие виртуальной толпы. Люди могут собираться в сообщество на основании общности интересов — это абсолютно новый поворот в развитии человеческой истории.

В 2005 году я работал в журнале Wired и писал статью про MySpace. Тогда социальная сеть MySpace была известна как некий сервис для панк-роковых команд. Фактически эта платформа перевернула музыкальную индустрию: группе не нужен был менеджер, лейбл, не нужна была звукозаписывающая студия — артисты могли без посредников найти место, где переночевать или же где выступить. Многие менеджеры теряли работу, а подростки сами проводили собственные концерты. Целое лето я тусовался с этими панками.

Я отметил, что эти музыканты владели технологиями так же, как я — карандашом. Если бы я хотел научиться создавать крутые видео, я бы решил, что нужно получить степень в кинематографии, чтобы снимать фильмы. Но у этих ребят все было по-другому — одна команда производила видео для другой команды, певец публиковал свои собственные стихи, а барабанщик занимался веб-дизайном. Тогда я осознал, что все эти навыки, которые мы считаем узкопрофессиональными, таковыми уже не являются. Это произошло со многими другими видами искусства: от создания видеороликов до веб-дизайна. Технологии обеспечили нас и программными, и аппаратными средствами, а также навыками как таковыми. Это явилось основанием краудсорсинга.

Коллективный разум и сотрудничество

Но я все же хотел проверить, существовал ли краудсорсинг на самом деле. Для этого я изучил разные проекты, выяснил, что происходило на тот момент в стоковой фотографии. Есть несколько пар очень важных понятий для краудсорсинга: первое — открытое размещение, второе — неопределенный состав группы. Это означает, что человек, который обладает для выполнения той или иной задачи наилучшей квалификацией, не всегда является наилучшим кандидатом. Теперь проекты, на выполнение которых ранее требовались многочисленные штатные сотрудники, размещаются заказчиком на открытых интернет-площадках — выполнять их будет неопределенная группа людей при помощи интернета.

Краудсорсинг можно представить как «Википедию», в которой есть все. Лучшей иллюстрацией этой трансформации является фотография. За последние несколько лет в фотоиндустрии произошел переворот благодаря четырем факторам: появление цифрового фотоаппарата, дешевой и доступной цифровой зеркалки, развитие фоторедакторов с простым интенсивным интерфейсом и, конечно же, интернет. Уровень качества любительских фотографий приблизился к качеству профессиональных снимков. Это создало условия для того, чтобы стоимость фотографии составляла не $300, а всего доллар. Поэтому существенно возрос спрос на подобную продукцию, теперь практически любой желающий может использовать визуальный контент.

Краудсорсинг не уничтожает бизнес, он его трансформирует, заставляет компании рассматривать пользователей как своих потенциальных партнеров. Это интересный и захватывающий процесс — отныне мы не только покупаем товары, но также осмысленно участвуем в процессе их создания. Самым важным является развитие интернет-сообществ, они являются основным строительным материалом краудсорсинга. Социальные сети стали тем, чем в свое время были корпорации на заре индустриальной революции. Они демонстрируют способность людей к единомыслию и самоорганизации для создания эффективных, высокопродуктивных команд. То, для чего ранее требовались армия менеджеров и корпоративная иерархия, сегодня может выполняться в контексте онлайн-сообщества.

Часто краудсорсинг рассматривается как некий путь сэкономить деньги компании. Однако толпа не всегда может самоорганизовываться: в большинстве случаев необходимы очень хорошие менеджеры со стороны компании, как той же «Википедии» или SeeClickFix — проекте, где муниципальные власти рассматривают жалобы и рекомендации — там работает большое количество специалистов, которые управляют коммуникациями. Основное правило: не нужно просить людей участвовать в чем-то, делать что-то для вашего проекта, нужно дать им идею и направление. Этот алгоритм близок к идее подарков: делитесь и воздастся вам.

Новые возможности для дилетанта

Краудсорсинг — это ренессанс дилетантов. Это самораспространяющееся сообщество, оно не требует никаких маркетинговых и рекламных затрат. Мы видим все больше и больше людей, окончивших колледжи, и мы видим растущее количество свободного времени у профессионалов. А это значит более высокие уровни достатка, больше людей среднего класса, чем сто лет назад. Это люди, которые не просто могут что-то сделать (снимать фотографии или научиться орнитологии и изучать птичек или наномикробиологии и исследовать протеин) — это происходит из-за внутреннего желания расти.

В Америке наблюдение за птицами является очень популярным движением. Еще до появления интернета профессиональные орнитологи, у которых были докторские диссертации по исследованию птиц, осознали, что могут получить ценные данные от любителей. Как только возник интернет, они начали создавать некие партнерства по исследованиям между любителями и профессионалами в сети. Проект eBird — это краудсорсинг в чистом виде, в течение первого года было собрано 150 тысяч единиц данных от любителей. Вдохновившись результатом, из eBird сделали социальную сеть, полную интересных функций — одни начинающие орнитологи могли общаться с другими, отправлять сообщения, использовать eBird для того, чтобы вести все свои записи. Эти люди очень много путешествуют, и для них были созданы потрясающие программные средства. В мае следующего года было собрано полтора миллиона единиц информации.

Протеаза (структурная форма белка) ретровируса обезьян, который играет очень важную роль в развитии СПИДа в человеческом теле, была раскодирована в октябре прошлого года. Открытие этой конкретной структуры была камнем преткновения на пути изобретения лекарства от СПИДа на протяжении последних 15 лет, лучшие наномикробиологи в мире пытались разобраться в этой структуре. В опубликованной в известном журнале World Natural статье кроме престижных исследователей, была упомянута группа Void Crushers Group — одно из сообществ проекта Foldit, участники которого при помощи специально разработанный игры помогают науке. Они работали вместе и смогли решить эту задачу за 15 дней. Ученые не могли этого достичь в течение 15 лет.

Как это произошло? Есть определенные навыки, которые присущи наномикробиологам, но для определения различных химических структур могут потребоваться другие способности: например, умение распознавать образы. Его не получают в университетах, но, например, люди, которые играют в видеоигры, очень хорошо решают структурные проблемы. Когда этот феномен был обнаружен, создали видеоигру, целью которой было найти код протеаза. Получается, что для того, чтобы достичь научного открытия, требуются навыки, которых мы даже не понимаем сами. И это подвело исследователей к сути краудсорсинга и его ценности. Мы можем не понимать путей решения какой-то проблемы, но если разместить эту задачу в сети и дать к ней доступ людям, сотням тысяч людей, они сами смогут открыть наилучший способ решения этой задачи.

Новые возможности для альтруиста

Многие формы краудсорсинга основаны на том, что люди не только готовы работать бесплатно, но им нравится это делать. Группы добровольцев демократизировали производство: например, браузер Mozilla Firefox и операционная система Linux написаны хорошими программистами, которые работали бесплатно. Многие программы на протяжении последних 20 лет разрабатывались именно такими образом. Есть примеры сообществ, которые дали пользователям возможность высказывать свое мнение и получили не только понимание того, что будет продаваться, но и покупателей. Сообщество Threadless было создано людьми, увлекавшимися дизайном. Это стало потрясающим бизнесом, доходы с момента создания растут в геометрической прогрессии. Фактически сообществу не нужны дизайнеры, хотя основная часть их бизнеса — это дизайн. Толпа предоставляет им основную услугу, которую они затем продают своим клиентам.

Кто такой краудсорсер? Это человек в онлайне — то есть полземли уже можно исключить из этого списка. Это некто, кто умеет читать, писать — отбрасываем еще 15–20%. Это человек с какими-то навыками в определенной профессиональной области. То есть очень часто этот человек как минимум обладает среднетехническим или — иногда — высшим образованием. Также у этого человека есть немного свободного времени. Те, о ком мы говорим, это самая богатая треть на нашей планете.

Краудсорсинг является силой, которая работает в обеденный перерыв. Люди не тратили 8, 10 или 12 часов, решая задачу со структурой протеаза — это была десятиминутная игра во время перерывов на кофе. Это люди, у которых уже есть работа, студенты, офисные работники, пенсионеры. Люди, у которых было немного свободного времени. Одни из нас.