На приуроченной к открытию стартап-акселератора Plug and Play конференции TEDxKapranovaSt 11 представителей бизнес-инкубаторов рассказывали о том, чем стартап отличается от цветочного ларька, почему 95% людей не успевает за технологиями и как страсть и боль влияют на мотивацию. T&P публикуют тезисы самых интересных выступлений.

Петр Татищев


Cооснователь Greenfield Project.

Почему так мало людей занимаются стартапами? Существует несколько основных причин. Во-первых, люди боятся потерять свои деньги, во-вторых, боятся наездов со стороны государства, всевозможных проверок, рейдерских захватов и так далее. Еще одна важная причина, которая, правда, не всегда называется, — это непонимание близких. Сложно бывает объяснить семье, почему ты работаешь над своим проектом, вкладываешь свои деньги, вместо того чтобы работать на корпорацию и получать стабильную зарплату.

Культурная среда очень сильно влияет на поведение в бизнесе. Например, в России самый высокий показатель неприятия неопределенности. В США — один из самых низких. В Greenfield Project мы пытались создать сообщество, в котором люди чувствовали бы себя комфортно, где они бы делали свои проекты, поддерживали друг друга. Важно, чтобы предприниматель стремился менять среду вокруг себя, менять мир и главное — не боялся совершать ошибки.

Саид Амиди


Основатель стартап-акселератора Кремниевой долины Plug and Play Tech Center.

Я американец иранского происхождения. Мне было где-то 15 лет, когда я отправился учиться в США. Затем я должен был вернуться на родину и продолжать помогать отцу в управлении компанией по производству обуви. Наша фирма экспортировала обувь в разные страны, в том числе и в Россию. Однажды мой отец взял меня с собой в командировку в Нью-Йорк. Там я впервые увидел человека намного богаче моей семьи. Это был партнер отца по бизнесу. В 35 лет у него уже был огромный офис на Манхэттене, дворецкий, кухарка и шофер. В тот момент мне очень захотелось последовать его примеру. Именно тогда я понял, что хочу стать предпринимателем, причем иметь бизнес по всему миру.

Я в то время был еще школьником, но это все так меня захватило, что я даже подумывал бросить учебу и немедленно заняться предпринимательством. Затем наступил 1979 год. В Иране произошла революция, и наша семья потеряла 98% состояния, то есть практически все. Отец сказал, что, если я хочу жить так, как привык (а я привык жить в престижном районе, привык, что домработница приходит два раза в неделю), то мне придется работать. В 20 лет я начал свое дело. У отца все же была возможность немного помогать мне: он давал по 3 тысячи долларов в месяц в течение полугода, чтобы я встал на ноги. Эта фирма существует до сих пор и называется American Liquid Packaging System. Ее оборот составляет около 150 миллионов долларов в год. Это очень интересный бизнес.

Но в Силиконовой долине во время первого интернет-бума я почувствовал себя аутсайдером. Все вокруг становились миллиардерами, а я топтался на месте, продавая упаковку для жидкостей. Я захотел войти в мир высоких технологий. Откровенно говоря, я мало что в них понимал, но кое-что смыслил в бизнесе и соответственно мог помочь молодым предпринимателям выстроить свои компании. Около 15 лет назад я начал инвестировать в стартапы. Я получал огромное удовольствие, вкладывая деньги, полученные от продажи упаковки, в 4-5 компаний в течение года. В 2006 году я запустил бизнес-акселератор Plug and Play, и это занимает теперь 80% моего времени. За прошедшие 6 лет мы помогли где-то тысяче компаний, которые принесли в целом около миллиарда долларов прибыли. Некоторые из стартапов были крайне успешными, например, PayPal, Dropbox и другие. По данным исследований, проведенных по инициативе Эда Робертса из MIT, сумма прибыли всех когда-либо созданных нами стартапов равняется ВВП 8-й экономики мира.

Вал Джордес


Партнер фонда Foresight Ventures Venture Capital.

В России очень сильно развиты коммуникационные каналы. Это во многом исторически обусловлено: когда-то все собирались большой семьей за столом, делились друг с другом новостями, что-то обсуждали. В СССР это вообще было необходимостью. Ты должен был знать одноклассника отца жены, потому что его отец знал молочника, который мог достать творог для твоего ребенка. Так что волей-неволей приходилось иметь вокруг себя эту сеть знакомых. Потом, во время перекуров на работе, люди очень много общались, а чего стоит это ваше выражение «чаи гонять»! И во время этого процесса также происходит активная коммуникация. Теперь же русские тратят больше всех времени на общение в социальных сетях. В среднем около 10 часов в неделю, что превышает показатели других стран почти в два раза. Конечно, эта сильная кооперация между людьми — одна из причин, почему мы делаем ставку на Россию. Процесс внедрения инноваций и создания стартапов сродни нетворкингу — нужно быть в постоянном контакте со многими людьми, большую часть которых ты не знаешь лично или знаешь плохо.

Алексей Крол


Инициатор создания облачной платформы для управления инновационными экосистемами, председатель совета директоров Crowd Synergy.

Удивительный феномен, характерный для России пока в меньшей степени, чем для остального мира: информационное предпринимательство стало более надежным социальным лифтом, чем корпоративная карьера. Это привело, с одной стороны, к повышению спроса на капитал, а с другой стороны, к стремлению инвесторов страховать риски. И хотя количество бизнес-акселераторов увеличивается, получить средства становится сложнее. Однако благодаря интернету люди смогли объединяться в сообщества, появились такие интересные механизмы, как краудсорсинг и краудфандинг. Это, в свою очередь, создало предпосылки для появления сообществ создания стоимости. Их основной характеристикой можно назвать коллективную работу, а целью — создание инноваций во всех отраслях. В этом принципиальное отличие от существующих социальных сетей, которые в основном построены вокруг общения, генерации контента и трафика. Основной принцип таких сообществ — это самоуправление. Репутация сообществ является их валютой. То есть, если вы общаетесь в какой-то социальной сети или на какой-то блоговой платформе, в принципе, для вас не настолько важно знать вашего корреспондента, но если вы хотите совместно делать стартап, какую-то инновацию, то для вас важно как можно лучше знать вашего потенциального партнера. Поэтому в таких сообществах транспарентность и открытость принимаются в качестве нормы поведения.

Основные модели отношений между людьми в сообществах создания стоимости — это партнерство и менторство вместо модели доминирования (начальник-подчиненный и заказчик-исполнитель), которая сейчас повсеместно применяется. Существуют три группы пользователей подобных сообществ: инновационные предприниматели (инициаторы проектов), креативный класс (реализаторы идеи) и бизнес-ангелы (инвесторы). Однако ключевыми пользователями являются все-таки инновационные предприниматели. В таких сообществах они ищут прежде всего возможность запускать проекты, привлекать единомышленников, наставников, инвестиции и поддержку.

По данным сайта Сrowdsourсing.org, привлеченный в подобных сообществах капитал за прошлый год составил 1,6 миллиарда долларов, прогноз этого года — 3 миллиарда долларов. В сравнении с венчурным рынком это, конечно, ничтожная сумма. Но если в 2004 вы бы сказали кому-нибудь, что в 2012 году неизвестная компания Facebook будет оцениваться в 100 миллиардов долларов, вас бы сочли за сумасшедшего.

В настоящее время у человечества накопилось довольно много глобальных проблем, но справиться с ними экономическими и политическими методами уже не удается. Возможно, инновации и сообщества создания стоимости — это путь к решению этих проблем. В том виде, в котором она существует сейчас, мировая инновационная система не способна генерировать неограниченное количество идей, развивать неограниченное количество проектов и вообще действовать глобально, поскольку ее конечной целью является обогащение отдельных субъектов.

Леонид Бугаев


Креативный директор Nordic Agency AB, эксперт в области мобильных технологий.

Однажды я, будучи еще советским школьником, прочитал статью «Спилберг. Инопланетяне. Краткое содержание первых 20 минут фильма». Тогда я очень загорелся темой инопланетного разума. Теперь понятие «инопланетяне» для меня имеет несколько иной смысл — это люди, которые живут среди нас и делают мир лучше. Это люди, которые меня вдохновляют. Например, 73-летний моряк, писатель и философ Свен Ирвинг. На 10-футовой лодке он планирует совершить кругосветное путешествие и пройти все океаны.

Негативные герои тоже существуют. Нужно понимать, что Голливуд уже показал все возможные варианты развития событий. Я вполне представляю, что искусственный интеллект может уничтожить нашу планету, ведь Skynet — это та реальность, которую я строю уже сейчас. И уже сейчас Skynet в каком-то смысле присутствует на Ленинградском вокзале в виде автоматов по продаже билетов, отнимая у людей порядка двадцати рабочих мест. Любой смартфон — это огромная сила, но существует и темная сторона этого устройства. Например, пресловутая дефрагментация внимания. Кроме того, есть такой термин — «диванное потребление». Наверное, многим знакома ситуация, когда сидящий рядом с тобой человек буквально проваливается внутрь своего гаджета и общаться с ним в этот момент просто бесполезно. Проблема в том, что 95% людей не успевает за технологиями. И о каком будущем можно говорить, если, видя некоторые вещи, как, например, балкон среднестатистического москвича, кажется, что попал в XIX, а то и в XVIII век?

Байрам Аннаков


Управляющий партнер компании Empatika, в возрасте 23-х лет стал самым молодым менеджером проектов компании EPAM Systems — крупнейшего поставщика услуг в области разработки ПО в Европе.

В мегаполисе мы все время куда-то бежим, стараемся первыми сесть в метро, стремимся кого-то подрезать в пробке, но проблема в том, что не находим времени на себя. У нас нет и минуты подумать о простых вещах, задать себе простые вопросы: как мы себя чувствуем? Что мы делаем? Кто мы? С кем мы? Мне хорошо, потому что я здесь? Или потому что рядом сидит лучший друг? Мне плохо, потому что я в офисе? Или потому что стул неудобный? Я доволен своей жизнью? Я задался всеми этими вопросами 6 лет назад, прочитав книгу Михая Чиксентмихайи. Возможно, именно благодаря ответам на эти вопросы я ушел из крупной компании в эпоху кризиса и создал свою. Самое главное — обратить пристальное внимание на себя, на то, что отражается на твоем настроении.

Тогда я подумал, что ведь не я один должен спрашивать себя о таких вещах. Записывать все эти вопросы в ежедневник бесполезно, так как смысл в том, чтобы они заставали тебя в разных местах и в разное время. Мои коллеги вскоре придумали приложение In Flow, которое затем попало на второе место по популярности в Appstore в категории «лайфстайл».

Я осознал, что люди хотят разбираться в своем настроении и понимать, от чего оно зависит. Потом я решил пойти дальше, по стопам героев фильма «Заплати другому». Я выбрал из своей записной книжки 3 контакта и положил им по 100 рублей на счет. Потом получившие такой неожиданный подарок должны были передать его кому угодно, только не отправителю. В результате все переполошились, звонили и спрашивали, что происходит. Но переполох — это и есть самое главное в жизни, потому что жить как андроиды совершенно невозможно.

Затем был эксперимент Happy, в котором участвовало 200 человек. Им каждый день на мобильный приходили сообщения с нехитрыми вопросами: как вы себя чувствуете, где вы, с кем вы. По итогам исследования удалось установить, что самое хорошее настроение у нас, как ни странно, в пятницу вечером, а самое плохое — в воскресенье вечером; люди семейные в целом чувствуют себя лучше, чем одинокие. Теперь я хочу, чтобы не 200, а 20 000 человек стали немного счастливее и задались этими вопросами, участвуя в нашем эксперименте.

Максим Чеботарев


Сооснователь Go Valley.

В первую очередь нужно придумать новую бизнес-модель, новый сегмент рынка. Цветочный ларек или сеть заправок, к примеру, не являются стартапами. Необходимо найти свою большую идею, которая при этом не стремилась бы к глобальности. Искать ее логичнее в той отрасли, где вы что-то понимаете. Чтобы такая идея вас посетила, надо пропускать через себя максимальное количество информации, общаться с огромным количеством людей. Помимо большой идеи у предпринимателя должна быть большая страсть. Потому что в дальнейшем обязательно будут появляться огромное количество трудностей. И эта страсть — единственное, что будет заставлять вас двигаться вперед.

Еще один важный момент — команда. Это сердце любого вашего начинания. Команда — это настоящая семья, которая собирается на несколько лет, чтобы показывать взрывной рост. Помните, что стартап — это не слепок большой компании. Если на данном этапе вам ни к чему маркетинг или бухгалтерия, то не стоит и создавать эти отделы! Помимо эмоций ни в коем случае нельзя забывать о результате. Процесс, что характерно для России, часто воспринимается как результат. Когда вы достигли результата, нельзя забывать о том, что с ним делать. Он должен быть измеряем.