Еще один способ получать знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы T&P отвечают каждую неделю. После обучения в швейцарской школе Glion Доминик Шпота прошел стажировку в гостинице в ОАЭ, где попробовал себя практически на всех должностях и направлениях финансового отдела.

Доминик Шпота


Род занятий: гостиничный бизнес.

Место стажировки: Hilton Hotel Al Ain.

Город: Аль Айн.

Срок стажировки: три месяца.

Обязанности: выполнение работы на различных позициях в финансовом отделе.

Место


Я учился в щвейцарской школе Glion. Обучение в этом вузе подразумевает, что не менее 40% учебного процесса отводится практике в отельном или реcторанном бизнесе. На втором курсе я решил для себя, что хотел бы специализироваться на финансовой сфере. Поэтому я выбрал для стажировки Hilton Worldwide — одну из крупнейших гостиничных цепочек мира. Hilton известен своей специальной программой для интернов — Management Training Courses. В течение трех месяцев я стажировался в Hilton Hotel Al Ain в Арабских Эмиратах.

Hilton Hotel Al Ain является необычной гостиничной точкой и достаточно сильно отличается от стандартных Хилтонов. Этот отель является именно курортом: имеются большие зеленые зоны, гольф-поле и большой бассейн. Стажировка началась со своего рода знакомством с гостиницей: мне показывали все сооружения курорта и знакомили с персоналом.

Обязанности


Я занимал должность Accounts Management Trainee, то есть интерн в финансовом отделе. В мои обязанности входило пройти практику на каждой позиции в отделе. Каждые две—три недели менялись обязанности, время и место работы. Я успел побывать в роли ночного аудитора, кассира, занимался кредиторской и дебеторской задолженностью отеля. Таким образом я прошел практически все ступени и направления деятельности службы, связанной с расчетами, наличными и безналичными платежами, финансовой дисциплиной и исполнением финансовых обязательств. Мне приходилось общаться и с клиентами, и со структурными подразделениями отеля.

Меня удивило, что слишком много работы делалось вручную. К отделу финансов относилась не только гостиница, но также множество ресторанов, баров и магазинов, которые имели разные условия сотрудничества с нами, и к каждому нужен был индивидуальный подход в плане бухгалтерии. При этом качество и аккуратность работы были запредельными. Также удивил объем работы, приходящийся на каждого сотрудника — если в Эмиратах у нас работало 8—9 человек в отделе, то в России с такой же нагрузкой необходимо было бы привлекать минимум 13—14.

Условия трудоустройства в Эмиратах достаточно сложные, работать приходилось шесть дней в неделю, по десять часов в сутки. Отдел кадров в гостинице пытается максимально быстро адаптироваться к часто меняющемуся законодательству. Например, во время моей стажировки было введено правило, согласно которому необходимо было иметь хотя бы 2% персонала граждан Эмиратов. То есть на гостиницу с 400 людьми в штате нужно было найти восемь местных жителей, что являлось для моих коллег из HR непосильной задачей и огромной головной болью. Также на условиях труда сказывался контингент работающих, они уделяли работе огромное количество времени, и мне было сложно им соответствовать в этом. Запоминающихся моментов было много, но все они связаны с напряженной деятельностью, было совсем не до развлечений. Первым вспомнился день, когда полностью отключилось электричество — при температуре +50 за окном.

Гостиница — это тот же самый городок, но маленький и с временными жителями. Поэтому жизнь и работа в ней являются постоянным и нескончаемым процессом — в этом и заключается специфика гостиничного бизнеса — здесь нет определенных часов работы, заранее известных пиков загрузки и однообразной работы.

Роль образования


Безусловно, базовые знания помогали не только быстро адаптироваться к рабочему процессу, но и делиться с коллегами некоторыми «тонкостями» финансового дела.

Не хватало динамики: возможности изменений и усовершенствований. Меня же научили, как работать, я пытался научить других применять свои идеи.

Корпоративная культура


Отношение к сотрудникам и особенности трудовых отношений являются производной от культурных традиций в Эмиратах. Коренные жители Эмиратов не работают на линейных позициях, их занимают экспаты — из Индии, Вьетнама, Филиппин. Например, для ресторана — это официанты и младшие повара. Европейцы обычно работают в топ-менеджменте. У граждан Эмиратов есть возможность работать в государственном секторе, где платят больше и работать надо меньше или просто жить на пособие от государства. Поэтому для работодателей логичнее взять более трудоспособных и дешевых экспатов.

Представители Ближнего Востока приветливы, дружелюбны и услужливы — прекрасные качества для работы на линейных позициях. Более того, в силу, видимо, культуры и воспитания, они не против иерархических отличий, понимают, кто на какой позиции и как с кем себя надо вести.

Запад очень влияет на восточную культуру. Официально гражданам Эмиратов запрещено употреблять алкоголь, но даже у нас в гостинице был специальный магазин, который работал в режиме МакАвто, то есть покупателям не надо было выходить из машины, и таким образом нельзя было определить, кто именно покупает алкоголь. Я впервые жил в мусульманской стране, поэтому много историй связано с религиозными обычаями. Например, ежедневно все мусульмане, работавшие в гостинице, шли молиться, оставляя любую работу на время молитвы.

Как попасть


Огромное внимание уделяется контактам с работодателями по всему миру. Контакты эти обеспечивает вуз — специальный отдел занят сбором информации, проверкой условий и заключением договоров. Студенты имеют доступ к этой информации, могут знакомиться с условиями и требованиями, выбирать место стажировки. Когда приходит время практики, у студентов обычно уже есть большое количество вариантов по всему миру, где готовы их принять. В основном это большие гостиничные цепочки, открывающие новые отели по всему миру и понимающие необходимость выращивать новые кадры для своей быстрорастущей структуры.

Учебное заведение и принимающая сторона наблюдают за студентами в течение всей практики. Если институт, потенциальный работодатель и студент понимают, что место, выбранное для практики, не подходит, то студенту будет оказана помощь в поиске новой площадки в кратчайшие сроки. То есть делается все возможное, чтобы обеспечить тебе доступ к актуальным практическим знаниям, которые пригодятся тебе в будущем больше всего.

Институт требует подробный follow up после стажировки. Этот документ о прошедшей практике составляется тремя сторонами и включает в себя заключение института, отчет интерна и потенциального работодателя. По результатам этих документов учебное заведение принимает решение, успешно ли пройдена практика.

Бонусы


Hilton обеспечивал меня жильем, питанием, медицинской страховкой и даже трансфером от аэропорта до гостиницы. Плюс я получал карманные деньги — что-то около $300 в месяц.

Планы


Возможность остаться и даже конкретные предложения были. Квалифицированные европейские сотрудники в ОАЭ на вес золота, но лично я не готов был там оставаться. После выпуска я вернулся в Россию, где гостиничный бизнес развивается еще быстрее, чем в Эмиратах, и русскоговорящих выпускников с швейцарским дипломом «отрывают с руками и ногами».

Опыт, полученный в течение нескольких стажировок, в том числе и в ОАЭ, изначально помог мне найти работу и сегодня помогает прогрессировать. Стажировка позволила мне определиться с выбором профессиональных занятий. Сегодня я работаю менеджером проекта в первой в России швейцарско-американской бизнес-школе управления в индустрии сервиса Swissam.

Swissam предоставляет возможность, обучаясь в России (пока только в Санкт-Петербурге), получить швейцарский стандарт образования в сфере гостеприимства и швейцарский же диплом от партнера школы — IMI. Полученное мною образование и опыт стажировок делают меня ценным для Swissam сотрудником: я понимаю, как должен быть организован учебный процесс, каким должен быть баланс теории и практики, я знаю, что важно для студента и как научить его правильно учиться. И я готов делиться этими знаниями. В России огромный потенциал развития туризма, соответственно — будет развиваться инфраструктура этого бизнеса — гостиницы, рестораны и дополнительный сервис, и всегда будут нужны квалифицированные кадры.