© Paulo Canabarro

© Paulo Canabarro

Автор более 30 нон-фикшн книг о предпринимательстве и инвестициях Джефф Хейден чуть ли не лучше всех в мире знает все тонкости профессионального роста и стратегического мышления. Он начинал свою карьеру как грузчик и дорос до руководящей должности на фабрике, где работало более 250 сотрудников. «Теории и практики» публикуют статью Хейдена о 9 принципах успешных людей.

Время не диктует мне, я сам устанавливаю условия

Дедлайны и временные рамки задают параметры, но часто это играет негативную роль. Среднестатистический обыватель, которому отведено две недели на завершение проекта, инстинктивно адаптирует свои идеи таким образом, чтобы на их реализацию ушло не больше двух недель.

Забудьте о дедлайнах — по крайней мере, забудьте о них как о способе регулировать свою рабочую практику. Задания должны занимать столько времени, сколько того требует их исполнение. Делайте все так быстро и так качественно, как только можете. Затем используйте оставшееся время на то, чтобы выполнить прочие дела — так же быстро и так же качественно. Среднестатистический обыватель позволяет времени диктовать условия игры. Успешный человек берет инициативу в свои руки.

Я сам выбираю людей, которые меня окружают

Некоторые ваши коллеги наверняка просто сводят вас с ума. А отдельные клиенты — настоящие хамы. И хотя бы один ваш друг — эгоистичный, зацикленный только на себе придурок.

Но это вы их выбираете. Если люди, которые вас окружают, вам не нравятся, — это не их вина, а ваша. Они участвуют в вашей профессиональной или личной жизни, потому что вы сами их туда позвали и позволили там остаться.

Подумайте о том, с какими людьми вам хотелось бы работать. Представьте себе клиента, с которым хотелось бы иметь дело. Сформулируйте, с какими друзьями вам хотелось бы быть.

И измените то, что вы делаете, таким образом, чтобы начать привлекать именно таких людей. Трудолюбивые любят работать с трудолюбивыми, добрые — с добрыми, а выдающиеся — с выдающимися.

Я — вечный должник

Невозможно полностью выполнить все свои обязательства. Но это то, к чему вы должны стремиться постоянно. Единственный показатель того, чего вы стоите — это ваш ежедневный вклад в дело, которым вы занимаетесь прямо сейчас. Какими бы ни были ваши достижения в прошлом, вы не можете быть выше того, чтобы засучить в какой-то момент рукава и заняться самой грязной и обыкновенной работой. Она не бывает слишком обыкновенной для вас, слишком скучной или слишком легкой. Самые успешные люди никогда не присваивают себе титулов — они претендуют только на то, что честно заработали своим трудом.

Опыт неважен, достижения — наше все

Вы «проработали 10 лет в веб-дизайне». Что вы говорите! Мне нет дела до того, сколько времени вы занимались тем, чем занимаетесь. Годы работы ничего не означают, может быть, вы все эти 10 лет были худшим программистом на свете.

Меня волнует то, чего вы достигли: сколько сайтов вы создали, сколько серверов вы установили, сколько заточенных под клиента приложений разработали. Имеет значение лишь то, чего вы достигли.

Успешным людям не требуется описывать себя преувеличениями: говорить, что они изобретательны, креативны, энергичны и так далее. Им достаточно просто описать, желательно скромно, над чем они работали прежде.

Неудачи — тоже достижение, и они бывают у всех

Спросите у людей, как они достигли успеха. Их ответы будут полны личных местоимений: «я», «мой», иногда вдруг проскользнет «мы». Спросите, как они потерпели неудачу — многие поведут себя как в детстве и скажут: «Моя игрушка сломалась», вместо того чтобы сказать: «Я сломал свою игрушку».

Они будут говорить, что экономика в упадке, что рынок был не готов, что поставщики подвели. Они будут говорить, что вина на ком-то или чем-то ином. Иногда что-то вне вашего контроля может порушить все планы и привести к неудаче. Но чаще всего дело в вас самих. И в этом нет ничего такого. Каждый успешный человек когда-нибудь терпел неудачу. И не одну. Большинство из них — куда больше, чем вы. Именно поэтому они успешны теперь.

Примите свое поражение: признайте его, сделайте выводы и со всей ответственностью примите меры, чтобы больше этого не повторилось.

Выигрывает инициативный

Всегда поднимайте руку и вызывайтесь что-нибудь сделать. Это ваш шанс: научиться, произвести впечатление, обзавестись навыками, построить новые связи — короче говоря, сделать кучу того, что иначе вы бы сделать не смогли. Успех строится на действии. Чем больше вы вызываетесь, тем больше производите действия. Успешные люди делают шаг вперед для того, чтобы получить больше шансов проявить себя. Очень успешные люди быстро делают несколько шагов вперед.

Пока мне хорошо платят, все прекрасно

Специализация — это хорошо. Занимать нишу — это хорошо. Получать прибыль — это замечательно. Все, за что клиент готов заплатить приемлемую цену, вы должны делать — если это не противоречит морали, этике и закону.

Ваш клиент хочет, чтобы вы осуществили доставку за пределы вашей обычной территории? Если он вам доплатит — сделайте это. Он хочет, чтобы вы добавили услугу, которой у вас нет в стандартом списке услуг? Если он вам доплатит — сделайте это. Клиент хочет, чтобы вы занялись ручным трудом в вашем высокотехнологичном магазине? Заткнитесь, закатайте рукава, сделайте свое дело и получите деньги.

Делайте только то, что хотите делать сами, и вы построите неплохой бизнес. Делайте то, чего хочет клиент, и вы построите отличный бизнес. Будьте готовы сделать еще больше, и у вас будет исключительно успешный бизнес.

Тот, кто платит, всегда имеет право приказывать мне

Переступите через свое гордое, претенциозное «я свободен выражать собственную индивидуальность». Говорите это себе в свободное от работы время. Люди, которые вам платят, ваши клиенты или наниматели, имеют право диктовать вам, что и как делать — порой до мельчайших деталей.

Вместо того чтобы жаловаться, займитесь делом и постарайтесь уравнять то, что любите делать вы, с тем, чего от вас хочет начальство. Тогда такие вопросы, как «контроль» и «микроменеджмент», перестанут для вас быть вопросами.

Одинокий пруд полон потенциальных возможностей

Все говорят, без труда не выловишь и рыбку из пруда. Но почти никто на самом деле над этим не заморачивается. Большинство приходят на берег и думают: «Погодите-ка. Тут никого нет. И что я здесь делаю?» — и уходят, чтобы никогда больше не вернуться.

Поэтому на том пруду так одиноко. И поэтому он полон потенциальных возможностей. Приходите рано. Оставайтесь допоздна. Позвоните лишний раз. Пошлите еще одно сообщение. Изучите еще больше материалов. Помогите клиенту отгрузить или распаковать посылку. Не ждите, пока вас попросят — предложите сами. Не говорите подчиненным, что делать — покажите им это, работайте рядом с ними.

Каждый раз, работая над чем-то, думайте: что еще вы можете сделать. Особенно, если этим никто больше не занят. Конечно, это непросто. Но именно это выделит вас из толпы. И со временем сделает по-настоящему успешным.