В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. После двух лет интенсивной подготовки Александра Хрипунова поступила на межконтинентальную программу лучшей бизнес-школы Франции, провела один семестр в Японии и прошла стажировку в компании Louis Vuitton.

Александра Хрипунова, 23 года


— Где, чему ты учишься, как давно? Как так случилось, что именно здесь?

— Я учусь в бизнес-школе EDHEC в Лилле, во Франции. Поступила два года назад, когда прошла по конкурсу по окончании двухлетнего подготовительного отделения. Я живу во Франции с 12 лет и закончила фрацузскую среднюю школу. Мне всегда хотелось учиться в международной среде, практиковать иностранные языки, быть в курсе дел в международной экономике, понять как работают предприятия. В выпускном классе подала документы одновременно в парижский институт международных отношений и на подготовительное отделение для поступления в бизнес-школу, куда потом я и пошла учиться.

—Как выглядел процесс поступления? Была ли возможность получить грант?

— Во Франции существует несколько видов вузов: классический университет, коммерческие школы, куда принимают по конкурсу сразу после окончания средней школы, и высшие школы, куда можно поступить только по окончании специального подготовительного отделения, при условии прохождения по конкурсу. Цель занятий на подготовительном отделении — получить академическую базу по всем предметам связанным с дальнейшей деятельностью (в моем случае это были математика, экономика, обществоведение и языки — английский и русский) и навыки, соответсвующие требованиям в высших школах.

Учиться на подготовительном отделении достаточно сложно, около 40 часов занятий в неделю, не считая устные зачеты и контрольные. Система образования похожа на среднюю школу (классы по 30-40 человек, школьный распорядок дня, только в более интенсивном ритме. В большинстве случаев подготовительное отделение располагается в здании средней школы, но для поступления проводится специальный отбор, без экзаменов.

«В отличие от англо-саксонских бизнес-школ, где студенты сами составляют себе расписание, во Франции этим продолжает заниматься администрация школы, что не всегда дает возможность на какие-либо личные или ассоциативные проекты»

Экзамены ждут впереди. Через полтора года интенсивного обучения начинается фаза поступления в высшие школы. Следует записываться на конкурс сразу в несколько школ, и количество экзаменов примерно соответствует количеству запрошенных заведений. Так у меня было три экзаменационных недели по пять дней и по три-четыре часа на каждый экзамен. По результатам письменных экзаменов надо было готовиться к устным, которые проводились в самих школах. Пришлось собирать чемодан, заказывать билеты на поезда и самолеты в разные концы Франции и готовиться к вступительным собеседованиям.

Через два года интенсивной подготовки и пару месяцев экзаменов и ожиданий я узнала, что поступила в одну из лучших бизнес-школ Франции на четыре года, один год для достижения уровня бакалавра (так как подготовительные годы зачитываются) и два года для защиты степени магистра с промежуточным годом для стажировки. Гранты дают за хорошую успеваемость или на учебу по обмену за границей. Также, в зависимости от финансовых возможностей, можно запросить грант от государства и региона.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— К сожалению, мне не пришлось учиться в российском вузе, EDHEC не имеет высших учебных заведений-партнеров в России, а самостоятельные кандидатуры эта школа не рассматривает. Поэтому сначала мне необходимо получить диплом этой школы, а потом может быть попробую поступить в один из вузов Москвы или в Санкт-Петербурга для получения второго высшего образования.

— Где ты сейчас живешь?

— Сейчас я на практике в Париже. Снимаю студию под крышей типичного парижского дома османовских времен. До этого жила в общежитиях. По личному опыту и опыту своих французских и иностранных друзей знаю, что жилье в Париже найти не просто. Если нет постоянного заработка превышающего в два-три раза стоимость оплаты жилья, владельцы требуют гарантии от родителей, других членов семьи или друзей, постоянно проживающих во Франции. В общежитиях столько справок не требуется, но чтобы туда попасть нужно долго ждать — большая очередь и часто случается, что общежития расположены в плохих кварталах.

— Какие бонусы дает статус студента?

— Льготный тариф на билеты на выставки, в театры или кино. Льготы на проезд в общественном транспорте. Студенческая карта ISIC дает возможность пользоваться льготами в музеях других стран. Также есть возможность пользоваться банковскими услугами на льготной основе.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Сейчас я стажируюсь на предприятии в отделе внутреннего контроля и аудита. Стремлюсь получить диплом экономиста на международном предприятии. Почти вся работа ведется на английском языке — как в офисе, так и в коммандировках. Занимаюсь проверкой правил на предприятии и их соблюдения в разных отделах и филиалах. Также оформляю бумаги для дальнейшего обучения в Америке, на последнем курсе.

— Как успехи?

— На практике приходилось сложно, потому что требования на работе отличаются от университетских своей прагматичностью. Надо вливаться в жизнь одного предприятия, а в финансовом отделе важно понимать, как устроено предприятие, как оно работает и каковы основы его деятельности. Это сложно понять только на примерах, изучаемых на практических занятиях в школе, где обычно рассматривается какая-либо определенная проблема, но в этом, наверное, и состоит интерес обязательной практики на предприятии, что помогает хорошо понять профессиональную реальность.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

— За семестр обучения в Японии (по межконтинентальной программе EDHEC, куда я была зачислена по получении степени бакалавра) мне запомнился преподаватель маркетинга и его лекции об интерактивной торговли. Он приводил в пример американскую компанию Build-a-Bear, где покупатель заказывает своего плюшевого мишку. Он наблюдает за всем процессом производства и может внести изменения в заказ на каждом этапе, все, естественно, за определенную цену, которая зависит от дизайна. После, на кассе, все удовольствие выливается в приличную сумму, что обычно не беспокоит клиента, так как он видит на чеке, сколько он заплатил за каждый «сложный» этап производства. Когда медведь наконец-то готов, то можно ему купить разные костюмы, обувь и прочие аксесуары, потратив еще большую сумму денег.

— Как выглядит процесс обучения?

— Процесс обучения состоит из лекций для всего курса и практических занятий (по информатике, бухучету, маркетингу и прочим предметам), где нас разпределяют по группам и подгруппам для составления работ и докладов. В отличие от англо-саксонских бизнес-школ, где студенты сами составляют себе расписание, во Франции этим продолжает заниматься администрация школы, что не всегда дает возможность на какие-либо личные или ассоциативные проекты.

Важно отметить, что с первого дня нас затягивает ассоциативная жизнь. В бизнес-школах принято объединяться по интересам вокруг какого-либо общественного проекта: организация спортивного или культурного мероприятия, благотворительной акции.

«В бизнес-школах принято объединяться по интересам вокруг какого-либо общественного проекта: организация спортивного или культурного мероприятия, благотворительной акции. Я была членом кинематографической ассоциации, мы занимались организацией кинофестиваля»

По окончании курса и получении степени бакалавра надо обязательно пройти трехмесячную стажировку на предприятии в любой сфере, в зависимости от дальнейших планов обучения. Я поступала на межконтинетальную программу, поэтому проходила стажировку в продаже, в магазине Louis Vuitton в Париже.

— Опиши свой обычный учебный день.

— Прихожу на общую лекцию к восьми-девяти утра. В обеденный перерыв присутствую на представлении предприятия или отрасли деятельности. После обеда другая лекция, практическое занятие и урок иностранного языка. По окончании учебного дня или до начала занятий, я захожу в офис своей кинематографической ассоциации, чтобы обсудить подготовку к кинофестивалю, распределить работу, просмотреть фильмы возможных участников. Часто бывает, что день заканчивается встречей с друзьями на тематическом вечере, организованном одной из ассоциаций школы.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Владение компьютером, административная переписка, английский язык на разных уровнях, представление кандидатуры для стажировки и прочее, а главное — общение с людьми разных кругов, профессий и национальностей.

— Дорого жить и учиться?

— Обучение в бизнес-школах всегда платное. Даже если эти вузы государственные, то все они принадлежат частным лицам и содержатся как компании. Цены на образование не такие как в Англии или США, но по французским меркам тоже не малые: 30 000 евро за четыре года. Существуют гранты как от государства, так и от самой школы, но даже, если они не покрывают стоимости образования (такие гранты обычно не превышают 3 000-5 000 евро в год, если удается совмещать), то этих денег вполне может хватить на оплату жилья, семестр учебы или стажировки за границей. В Лилле цены на жилье дешевле парижских, за 300-500 евро в месяц можно снимать свою студию или квартиру, а если снимать квартиру с друзьями, то обойдется еще дешевле. Питаться не дорого, но немало денег уходит на всевозможные вечера и мероприятия, на которых обычно принято присутствовать. Также школа дает возможность подработать, например, можно заполнять разные анкеты и опросы, раздавать рекламу от предприятий-партнеров или помогать в организации встреч и приемов.

— Планируешь вернуться?

— Может быть после получения диплома. Все зависит от того, где найду интересную достойную работу с хорошим коллективом.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Мне нравится работать в сфере финансов на предприятии. Активно интересуюсь внутренним контролем и аудитом. Хотелось бы устроиться на работу в международной компании, где я могла бы применять свои языковые знания и коммерческие навыки, а также работать и обшаться с коллегами из разных стран.