«Движения самцов служат сигналами ухаживания у многих видов животных, а также могут достоверно отражать генотипические или фенотипические качества личности,» — к такому неутешительному выводу пришел антрополог Ник Нив и его британские и немецкие коллеги. Результаты их совместной работы по изучению мужских танцев были опубликованы в сентябрьском выпуске журнала Biology letters. В качестве отступления отмечу, что научные интересы Ника Нива обширны, до танцев он успел изучить, как тестостерон формирует поведение, как борода связана с мужской привлекательностью и как лица противоположного пола реагируют на принятый тобой алкоголь. Так что теперь я завидую научным задачам антропологов. Но речь сейчас не об этом.

В середине 19 века Чарльз Дарвин предположил, что определенные черты внешнего вида и поведения самцов связаны с половым отбором. В животном мире самка выбирает полового партнера и, соответственно, решает, чей генетический материал закрепится в следующих поколениях. Было обнаружено, что, например, у птиц, копытных животных и даже ракообразных самки принимают такие решения, основываясь не столько на внешнем виде (цветных перьях, рогах или выростах на панцире), сколько на особенностях движений животных во время брачного танца. Ник с коллегами решили проверить, насколько это верно для людей.

Отличие этого исследования от подобных в том, что ученые создали компьютерную модель — аватар, чтобы избежать дополнительных факторов, влияющих на женскую оценку (внешний вид, возраст, вес). 19 студентов Нортумбрийского университета в возрасте от 18 до 35 лет в течение 30 секунд танцевали под один и тот же ритм. Их обвесили датчиками, которые используют для создания 3D фильмов. В итоге получилось 15 клипов с видео безликого танцующего аватара, из которых 39 женщин выбрали лучших и худших танцоров.

«Хороший» танец:

«Плохой» танец:

Ник и команда обсчитали все движения, их частоту и набор, и оказалось, что, чем больше изменчивость и амплитуда движений центральной части тела (голова, шея, и туловище) и скорость движения правого колена, тем лучше танец. Получается, что «хороший» танцор разнообразней гнется, скручивается в шее и туловище и быстро сгибает и крутит правое колено.

В следующей статье я покажу, как танцуют сами ученые, и тогда, надеюсь, можно будет сделать выводы.