Еще один способ получать знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы T&P отвечают каждую неделю. Кристина Жегунова благодаря своей настойчивости попала на стажировку мечты: она занимается маркетингом в яхт-клубе в Сан-Франциско, где знакомится с владельцами яхт, ищет клиентов и восхищается своим руководителем.

Кристина Жегунова, 26 лет


Род занятий: маркетинг.

Место стажировки: яхт-клуб Element Sailing.

Город: Сан-Франциско.

Обязанности: поиск клиентов, создание и исполнение маркетингового плана.

Место


Я прохожу стажировку в маленькой компании Element Sailing, которая занимается яхтингом. Наши клиенты — это успешные люди среднего возраста, которые интересуются всем новым, их вдохновение — это постоянное развитие, они любят спорт и готовы рисковать. Еще важно отметить, что действие разворачивается в Калифорнии, где люди бережно относятся к природе. Лозунги, которые можно увидеть повсюду: «Go Green!»,«Safe the tree». Яхтинг сюда, конечно, идеально вписывается.

В Сан-Франциско, где в этом году проходит American Cup, вообще много подобных компаний. Большинство людей, имеющих лодки, сдают их в аренду, чтобы хоть как-то сократить расходы, связанные с их содержанием. Потому связи здесь важны — все друг друга знают в лицо. Правда, наше конкурентное преимущество, что мы не просто катаем туристов по заливу, хотя, конечно, пройти под знаменитым мостом Golden Gate на закате увлекательно. Но это не наш целевой рынок. Нам гораздо интереснее сотрудничать с теми, кто хочет почувствовать адреналин и понять яхтинг изнутри. Потому наш месседж клиентам: «Race High Performance Yachts in Legendary Locations».

Гораздо интереснее обучить людей, а потом участвовать в настоящей гонке с ними. И люди меняются. Это как у Высоцкого: «Если ж он не скулил, не ныл, пусть он хмур был и зол, но — шел…» Не перестаю восхищаться выдержке людей. У нас профессиональная команда, где каждый занимается sailingом (яхтинг какое-то все-таки шершавое слово) уже на протяжении более десяти лет. Кроме меня, конечно.

Обязанности


На нашем сайте про меня написано, что я Russian Princess, Trends and Patterns Guru, International Market Creator, Pr-manager. После первой встречи, на которой я задала миллион вопросов моему руководителю, я сделала SWOT-анализ компании, разработала маркетинговую стратегию на год, написала мои рекомендации. Очень переживала. Начальник был приятно удивлен и вдохновлен многими вещами. Что-то он знал, что-то стало для него открытием. Например тем, что цена банки Coca-Cola на 80% состоит из затрат на рекламу. Это ведь просто закон Мерфи: «Недостаточные рекламные расходы приводят к бессмысленной трате денег». Теперь мы медленно, но верно воплощаем мой план. Все это время мы пробуем различные методы привлечения клиентов как среди жителей близлежащих городов, так и всего Восточного побережья. Также мы работаем с Россией и Францией.

Самым запоминающимся событием за время стажировки, безусловно, стала регата Great Vallego Race. В тот день я чувствовала себя настоящим яхтсменом. В 8:00 утра мы уже были на лодке, где штурман рассказывал о расписании соревнований, трассе, препятствиях и наших конкурентах. Когда мы оказались на месте начала гонок, я перестала дышать — больше ста восхитительных яхт различного веса, длины, красоты буквально окружили меня. Мы тренировались менять спинакер и другие паруса, переходили с одной стороны на другую, чтобы сбалансировать лодку. Когда прозвучал сигнальный выстрел, мы ушли далеко вперед, обогнав всех в нашем заплыве и в предыдущем. Но потом совершили тактическую ошибку, решив обогнуть маленькие острова справа, когда остальные лодки огибали слева. Так мы потеряли скорость и в какой-то момент вообще остановились — было жутко жарко, и вода была как зеркало — ни ветерка. Все раскрыли яркие паруса и медленно скользили в этой гармоничной и звенящей тишине, которая мне почему-то запомнилось как композиция Raein от Ólafur Arnalds. На нас надвигалась огромная армия алых парусов! А пейзаж — мазки даже лучезарнее, чем у Ренуара. Команда замолчала от увиденной красоты и от понимания, что сегодня нам уже не удастся быть первыми…

Корпоративная культура


С первого дня я буквально влюбилась в главу компании, Сирила. Он харизматичный француз, который помимо прочего еще играет в джазбенде, полон креативных идей и вообще не может сидеть на месте! Должна заметить, что для меня является большим показателем его любовь к супруге и детям. У него замечательная супруга — Лиза, которая возглавляет самую лучшую языковую школу в США, по словам многих московских агентств (собственно, благодаря ей и ее языковой школе я и попала на стажировку). Они живут в абсолютной любви, у них двое замечательных детей. Они для меня — еще один пример того, что любовь есть. В США, где институт семьи практически начисто отсутствует, это выделяет его среди остальных. Сирил успешный человек благодаря его живому интересу к жизни, детскому любопытству ко всему вокруг. Он держит нос по ветру и берется за все, что только можно. Так как он еще и творческая личность, это помогает в работе. Он позволяет нам все. Абсолютная свобода действия — это то, как мы работаем. Все строится на доверии, уважении и личном контакте. Должна добавить и осознанный подход к работе. Его обаяние делает свое дело — люди выполняют свои обязанности не из-за страха, а от удовольствия! Что может быть лучше, чем такая мотивация?

Роль образования


Я сейчас заканчиваю летний семестр в бизнес-школе Беркли, и то, чему я учусь, действительно помогает в работе. Метод проб и ошибок, который так распространен в России, здесь считается моветоном. Жаль, но многие бизнесмены нашу страну сравнивают с Диким Западом. Мне интересно было бы работать в России над изменением сложившейся репутации. А пока здесь я просто учусь и жадно впитываю в себя все, что только можно. Моя цель — понять все изнутри, побывав на всех возможных позициях в компании. К сожалению, я все еще плаваю с морской терминологией. В дополнение, каждый раз, когда я берусь за какой-либо проект, я берусь за книги, журналы, начинаю искать вдохновение внутри и снаружи. Я человек увлекающийся, так что это приносит невероятное удовольствие! Эта моя черта всегда успешно восполняла пробелы в знаниях.

Как попасть


Сейчас многие мои друзья в США проходят собеседования. В принципе, на короткую стажировку, где тебе не будут платить, попасть можно. Если же человек хочет оплачиваемую стажировку и готов по-настоящему работать на компанию, то на поиски может уйти месяц и более. Особенность Калифорнии — здесь полным-полно стартапов. Даже анекдот существует, что девушки обращают внимание на молодых людей, если у них есть свой бизнес. А стартапам, как известно, нужна бесплатная рабочая сила.

Есть ряд сайтов, где хорошо представлены различные вакансии и анкеты соискателей. Вот один из топовых сайтов для этого: internships.com. Эта схема довольно хорошо работает, можно найти неплохие варианты. Правда, если интересная жизнь и любимое дело стоит в списке приоритетов, то эта возможность не очень подходит. Потому первый вопрос, как и в любом деле должен быть не «Что тут есть?», а «Что я хочу делать? Где я хочу работать?» После этого появится стратегия по достижению цели. И может получиться так, что сайт со стажировками поможет и найдет сайт компании, где стажировка мечты висит годами, никем не замеченная. В общем, надо пробовать — выходить на людей (даже если говорят, что «не интересует»), пробовать опять и не сдаваться.

Как я попала в Element sailing? В первый день, как я прилетела в США и прошла Orientation в языковой школе, я подошла к директору и сказала: «Хочу стажировку!» Она тут же пустилась объяснять систему подачи заявок, стоимость обучения и прочие технические вопросы. Я нагло ее перебила: «Нет. Такая стажировка мне не нужна! Я не хочу перекладывать бумаги в офисе и делать кофе. Я хочу реальную работу!» Она была ошеломлена и с сияющей улыбкой ответила: «Наконец-то мой муж нашел помощницу, которая ему 100% подходит!» Через пару дней мы познакомились с Сирилом.

Бонусы


По закону США студент не имеет права на оплачиваемую стажировку. А что на самом деле — оставим без комментариев.

Планы


Я бы хотела остаться в качестве постоянного сотрудника, но это практически невозможно. В Штатах высокий уровень иммиграции и безработицы одновременно. Если иностранец хочет получить работу в американской компании, он и фирма должны подтвердить, что только он может выполнять эту работу. Иначе получается, что США отдает свой хлеб неизвестно кому. Доказать, что только я могу заниматься маркетингом и что я лучше среднестатистического американца маркетолога — невозможно.

Но я всегда следую одному принципу: «Все, что ни делается, все к лучшему». Стажировка стала важным шагом в развитии меня как личности и профессионала. Я многому научилась. На данный момент мне этого достаточно.