Еще один способ получать знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы T&P отвечают каждую неделю. Анна Ковтун прошла стажировку в гастрольном отделе Большого театра, где изучала устройство театра, готовила документы для артистов и организовывала поездку оперных солистов в Финляндию.

© Роман Кузнецов

© Роман Кузнецов

Анна Ковтун, 22 года


Род занятий: организация гастролей Большого театра.

Место стажировки: Большой театр.

Город: Москва.

Срок стажировки: два месяца.

Обязанности: работа с документами, ведение проектов, организация гастролей, сопровождение артистов.

Место


На первом курсе университета я увлеклась Большим театром. Ходила на спектакли, следила за постановками с любимыми артистами, даже сама стала заниматься в балетной студии. Однажды во время одного из спектаклей я поняла, что хочу приходить в Большой не только как зритель, что это мое место, что я ощущаю себя здесь очень счастливой.

Можно представить, с каким чувством я каждый день приходила в театр во время стажировки. Гастрольный отдел, в который я попала, находится в одном здании с оперными и балетными канцеляриями и репетиционными классами. То есть ты можешь нос к носу столкнуться в коридоре с Николаем Цискаридзе, обедать за соседним столом c Марией Александровой. В наш отдел постоянно заходят режиссеры, артисты оперы и балета, сценографы, художники. Все они очень интересные люди.

Вообще Большой театр — это уникальный комплекс зданий, не только всем известное здание с колоннами. Это еще и административный корпус, Новая сцена, дом Хомякова — и это только то, что располагается на Театральной площади. Еще есть театральные мастерские, детский сад, дача театра в Серебряном бору, дом отдыха в Анапе. Гастрольный отдел находится во вспомогательном корпусе между Новой и Исторической сценами. Все здания связаны между собой подземными ходами. Для того чтобы научиться в них ориентироваться, потребовалось немало времени.

Обязанности


Когда я пришла, мне сразу дали ознакомиться с текущим проектом — поездкой в Финляндию трех солистов оперы. Все договоренности уже были достигнуты. Мне оставалось оформить документы, составить договор, подать заявки. Для каждой поездки составляются контракты, для каждого контракта — сопровождающие документы. Естественно, когда я пришла, всей этой кухни я не знала, и этот первый проект послужил хорошей школой. В это же время готовились гастроли в Америку и Канаду и было много работы. Я помогала девочке, которая занималась этими гастролями: составляла списки артистов, списки спектаклей (разные на каждый город), заполняла анкеты на визы. Для меня работа с документами совершенно не была скучной. Во-первых, я набиралась опыта, а во-вторых, эти документы не были безликими — они касались моих любимых артистов. С одной стороны, заполнение документов и визовых анкет — это рутинная работа, но с другой, все эти данные, цифры — это человеческие жизни, истории!

Когда нет гастролей, наш отдел занимается текущими делами, например, выпуском какого-нибудь спектакля. К концу стажировки мне доверили вести мой первый проект — Фестиваль всемирного балета. Я была ответственна за все детали приезда балетных трупп из Сан-Франциско и Монте-Карло. Большой театр часто выступает принимающей стороной. Наша задача заключается в том, чтобы договориться с партнерами, получить от них технический райдер, проследить, чтобы все было выполнено, узнать, какие будут декорации, костюмы, свет. Нужно составить договоры, графики репетиций, найти переводчиков для сопровождения труппы по театру. Бывает, что мы сами сопровождаем иностранных гостей. Например, я показывала главную сцену труппе из Сан-Франциско, рассказывала им про нее все, что знаю.

Как попасть


У Большого театра нет специальной программы стажировок. Я попала туда благодаря своему диплому и огромному желанию. Преподавательница, у которой я писала курсовую работу об особенностях управления Большим театром, направила меня на ознакомительную практику. Я все лето изучала устройство театра, побывала практически во всех отделах, расспрашивала сотрудников этих отделов об их обязанностях, старалась узнать, как можно устроиться в театр на работу. Когда я пришла к начальнице гастрольного отдела — куда мне больше всего хотелось попасть — и расспросила ее о том, какие существуют возможности устройства в ее отдел, она сказала, что может принять меня на преддипломную практику в конце пятого курса.

Главная отличительная черта людей, приходящих сюда работать — это любовь к театру. А я очень люблю театр. Думаю, именно поэтому меня взяли.

Образование


Я закончила факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Если бы не мой факультет, я бы не попала на стажировку. Но у меня есть ощущение, что мне не хватает театрального или музыкального образования. Из того, что я изучала в университете, мне больше всего пригодились язык, право и компьютерные технологии.

Уже после прохождения стажировки я поняла, что многие теоретические знания, которые нам давали в университете, сложно применить на практике. Я думаю, многое из того, что я выучила в вузе, вряд ли мне пригодится.

Корпоративная культура


Большой театр — настоящая культурная организация. Здесь принято здороваться с каждым человеком: знаешь ты его или нет, ты обязан сказать ему «здравствуйте» и улыбнуться, и с тобой обязательно поздороваются и улыбнутся в ответ. Мужчины открывают перед женщинами двери, все делают друг другу комплименты. Каждое событие в жизни театра или его сотрудника празднуется, дарятся цветы, устраиваются посиделки. Люди открыты, дружелюбны, готовы делиться опытом с новичками. У них хочется учиться не только каким-то профессиональным вещам, но и умению подавать себя, держаться в обществе, общаться. А главное — все вокруг обожают свою работу, все очень мотивированы и вдохновлены. Это создает особенную атмосферу.

История с продажей билетов на открытие Основной сцены очень печальная. Один из сайтов, продающих билеты, якобы разместил у себя предложение купить билет на открытие за какую-то огромную сумму. Но дело в том, что на открытие Основной сцены официально билеты не продавались, были только персональные приглашения со вложенными в них билетами, на которых были указаны места. Было бы странно, если бы на мероприятие такого масштаба с таким набором гостей (а присутствовали главы и

чиновники высшего ранга нескольких государств, вся российская элита, мировые звезды) продавались билеты, как на обычный спектакль.

Цены на билеты на обычные спектакли действительно несколько выше, чем в большинстве театров. Это если мы говорим о номинальной цене, по которой театр размещает билеты у себя на сайте и в кассах. К сожалению, проблема спекулянтов не исчезла, хотя введение системы электронных продаж дало ощутимые результаты: билетов на сайте театра стало больше, чем прежде. Театр делает все возможное, чтобы обычные зрители смогли попасть на спектакли. Действует программа «Большой — студентам», по которой любой студент дневного отделения может попасть в театр за 100 рублей (все пять курсов университета я ходила на спектакли именно благодаря этой программе), по той же цене продаются билеты для льготных категорий граждан. Если заранее определиться с выбором спектакля, то можно оставить на сайте заявку и получить билет по настоящей цене без всяких проблем. Конечно, определенный дефицит

присутствует, но ведь мы говорим о главном театре страны!

Бонусы


Самый приятный бонус заключался в том, что я могла ходить на все спектакли Большого театра, что я и делала. Плюс можно было посещать репетиции. Во время моей стажировки как раз переносили на Основную сцену балет «Лебединое озеро». Я пошла на рояльную репетицию. Это были какие-то невероятные ощущения. Огромная сверкающая сцена, на ней маленькие балерины в тренировочных костюмах, в зале темно, я в нем одна, а в партере сидит Юрий Григорович и раздает указания артистам! Наедине с живой легендой и любимыми балеринами! Еще огромное удовольствие я получаю от окружающего коллектива. Это очень талантливые, творческие люди, лучшие в своем деле. Они бесконечно вдохновляют.

Планы


Главное, что дала мне стажировка, это понимание, как устроен театр внутри: какие нужны документы для такого-то проекта, кому нужно звонить, к кому идти, как взаимодействуют все службы. Я задавала много вопросов, старалась уточнять каждую мелочь. А через два месяца начальница предложила мне остаться.

Самое важное, что я ждала от стажировки, произошло — меня взяли на работу моей мечты. Я защитила диплом в университете и готова полностью отдаться любимой работе. Сейчас я готовлю гастроли балетной труппы в Австралию и Сингапур, мне предстоит их сопровождать. На днях объявили график на новый сезон. Он будет очень насыщенный: много новых постановок, спектакли для детей, масштабные оперные программы, Юрий Григорович восстанавливает свой спектакль «Иван Грозный», Юрий Любимов ставит оперу «Князь Игорь», много гастролей. Работы будет много и у артистов, и у нас.