© RBG6

© RBG6

Многие уверены, что большинство идей погибают из-за недостатка финансирования. Что нужно для того, чтобы организовать концерт, снять фильм или продать произведение концептуального искусства — деньги, знакомства или целеустремленность? «Теории и практики» узнали, как вдохновить свою будущую аудиторию и собрать средства для реализации своих творческих амбиций.

Железное небо


Требуемая сумма: €900 000.

Научно-фантастическая комедия, в которой группа нацистов, после поражения фашистской Германии, переместилась на Луну, а в начале XXI века решила совершить десант обратно на Землю. Картина готовилась к выходу около шести лет. Все начиналось с создания вирусных видеороликов, тизер 2008 года даже участвовал в программе Каннского кинофестиваля. Сам же процесс съемки длился около 37 дней.

Тимо Вуоренсола

режиссер

«У нас было два типа крауд-финансирования — это инвестиции, когда люди дают деньги в долг, и сам краудфандинг, когда средства вкладываются без учета их возврата. В Финляндии нельзя просто так легально и без обоснования пойти и попросить деньги, необходимо, чтобы проект был социально значимым. Наш фильм о нацистах, что не вполне вписывается в эту категорию. Поэтому нам пришлось серьезно поработать над оформлением документов. Европейское законодательство достаточно строгое, нам пришлось почти год общаться с юристами, чтобы найти оптимальное решение, которое устраивало бы все стороны. Что касается инвестиций — по правилам мы могли брать деньги только у жителей Европы, причем не более чем у 99 представителей от каждой страны.

Для того чтобы собрать нужную сумму, потребовалось около года. За первый месяц мы получили порядка 250 тысяч, которые сразу отдали в банк в качестве залога. Нам повезло, что банк согласился пойти на эту авантюру — им была интересна идея фильма. Без этой помощи было бы сложно использовать краудфандинговые технологии, поскольку необходим был постоянный поток денежных средств. В подобных проектах важен не только сам факт сбора денег, но и сроки поступления инвестиций.

Если вы хотите запустить собственное дело с помощью привлечения внешнего капитала, не забывайте — вы ничего не сможете без сообщества. Нельзя просто подойти к людям и попросить денег. Вам необходимо взаимодействовать с ними, вовлечь их в ваш проект, заинтересовать для начала. Это как раз то, чем мы занимались, долгое время работали бесплатно, зарабатывали поклонников. И только по прошествии 15 лет, когда нас уже знали миллионы, мы сделали «Железное небо».

Документальный фильм «Женщины Гулага»


Требуемая сумма: $5000.

Рассказ очевидцев и исследователей о страшных событиях советской истории, которые до сих пор не вполне осознаны как российским, так и мировым сообществом. Возраст выживших женщин — около ста лет, и данная лента дает буквально последнюю возможность запечатлеть воспоминания бывших заключенных.

Марианна Яровская

режиссер

«Мы занимаемся сборами средств на проект уже год, получили гранты из фонда Института современной России в США, Хьюстонского университета, разных образовательных фондов. Мы также заручились поддержкой профессуры МГУ, общества «Мемориал» в Москве, пулитцеровской лауреатки, журналистки Энн Аппельбаум из Washington Post и многих других историков и деятелей культуры. Мы подали на грант NEH, но его рассмотрение занимает год, а наши героини — в преклонном возрасте. Решение использовать Kickstarter было принято мною. Поскольку тема картины должна быть близка сердцам русских людей, россиян и их потомкам, то это должен быть массовый вклад (если государство решило не принимать участие). И потом, Kickstarter работает. У меня богатая инфраструктура связей по всему миру, и в мою работу верят. За три недели удалось собрать почти $6 000 — такая была цель. Думаю, если бы поставили выше планку, собрали бы больше денег.

Это американский проект, и все пожертвования можно списать с налогов в США. Мы находимся под фискальной крышей некоммерческого общества International Documentary Association, перед ним и отчитываемся. Проект поддерживают многие простые люди и бизнесмены русскоговорящие, например, Ермолай Солженицын согласился помочь. Мои коллеги в США собирали значительные деньги на свои проекты таким образом. Недавно один мой хороший друг собрал $400 000 на проект про американское ретро-телешоу BronyCon.

Сервис Kickstarter не работает пока в России. Чтобы запустить свой проект, нужны американские партнеры — счет в Амазоне, в банке, к тому же человек, который подает документы, должен базироваться в США».

Фильм «Странный»


Требуемая сумма: $4000.

Presentation of 'Odd' film from Six Elements Films on Vimeo.

Студенты Голдсмит-колледжа решили снять 50-минутный художественный фильм Odd, который будет посвящен анализу социальных последствий Арабской весны. В центре картины — история христианского египтянина Аделя Искандера, вернувшегося в свой родной город после упомянутых событий. По словам режиссера, своей работой он пытается дать слово представителям меньшинств, людям, которые чувствуют себя не свободными, тем, кто хочет бороться за свои права.
**Жанна Мортимер** студентка в Голдсмит-колледж Лондонского университета, учится по программе магистратуры киноискусства «Технологию краудфандинга нам посоветовали попробовать преподаватели на занятиях по продюсированию. Существует достаточное количество разных сервисов подобного плана, мы остановили свой выбор на платформе [IndieGoGo](http://www.indiegogo.com/). Поскольку мы ограничены по времени — сьемки пройдут в начале сентября — то решили параллельно подавать заявки в различные фонды и организации, занимающиеся защитой прав человека и национальных меньшинств. Мы запустили нашу кампанию сравнительно недавно, пока не очень быстро собираются деньги. Но я оптимистично оцениваю ситуацию. Уверена, что сумму до сентября соберем. Мы начали всерьез этим заниматься на прошлой неделе и уже собрали $600. Чтобы запустить свой собственный проект, необходимо для начала серьезно заняться его стратегией — сделать подробную страницу с фотографиями, своими предыдущими работами, с чем-то, что зацепит людей. Чем «харизматичнее» страница — тем больше шансов достичь вашей монетарной цели. Однако какой бы интересной ни была страница, если о ней никто не знает — маловероятно, что на нее кто-то просто так наткнется. Промоушн, промоушн и еще раз промоушн. Нужен человек, который будет заниматься только социальными сетями и интернетом. Каждый день, круглые сутки. И не просто кричать в пустоту, а нацеливаться на группу людей, которой будет интересен ваш проект — тематически, стилистически, демографически или на эмоциональном уровне. В попытке выйти за пределы сети мы организовали небольшое ралли в кафе. Поставили столик, разложили пресс-релизы и, пока люди ждали кофе, рассказывали о проекте и собирали их электронные адреса, чтобы потом отправить ссылку на сайт. Я убеждена, что персонализированный подход лучше безликих обобщенных писем, хотя и их нужно отправлять в огромном количестве. Позитивная сторона этого процесса в том, что вы одновременно занимаетесь дистрибуцией. Вы создаете аудиторию для своего проекта, не просто какую-либо аудиторию, а ту, что кровно заинтересована в успехе вашего проекта — ведь они инвестировали в вас и вашу идею. Они вам потом наверняка помогут распространить информацию о конечном продукте». [Перформанс «Тысяча стихийных бедствий»](http://www.kickstarter.com/projects/1141183415/a-thousand-natural-shocks-by-sharp-and-fine-and-ka) ----------------- **Требуемая сумма**: $4000.

Хореографы Мег и Шеннон Курашиг, писательница Кэт Говард и танцовщицы из Sharp & Fine собирают средства на постановку двух выступлений, которые будет соединять в себе музыку, движения и слова.

Меган Курашиг

хореограф Sharp & Fine

«Это первый проект, который моя сестра Шеннон и я решили осуществить с помощью технологии краудфандинга. Такие сервисы, как Kickstarter, не только объединяют людей из различных областей и точек мира, но и дают им возможность почувствовать себя сопричастными созданию интересного для них проекта. Момент, когда мы только загрузили свой проект, был чрезвычайно волнительным. Мы были обескуражены тем фактом, что совершенно незнакомые люди начали выражать нам свою поддержку и делиться энтузиазмом. Меньше чем за неделю удалось собрать минимальную сумму. В настоящий момент набранная сумма превышает намеченную более чем в полтора раза. На мой взгляд, самое главное в этом процессе — найти свою аудиторию, для чего необходимо просить членов вашей семьи, друзей и коллег распространять информацию о проекте, а также попытаться через эти сообщения передать свой азарт».

Что такое концептуальное искусство?


Требуемая сумма: $1.

Известный американский стендап-артист Myq решил пошутить на тему краудфандинговых проектов и предложил своей аудитории собрать целый доллар для того, чтобы купить конверт, марку и написать в компанию Kickstarter письмо с вопросом: «Что такое концептуальное искусство?». В правилах сервиса указано, что любой желающий может опубликовать свой проект в категории «концептуальное искусство», но редакция имеет право забраковать его. Этой акцией артист пытается понять, что же эта за категория и почему сотрудники Kickstarter вправе судить, является ли произведение искусства таковым или нет. Автор обещает приехать в любую точку мира и отправить письмо с соответствующего адреса всего за $10 000.

Майк Myq Каплан

стендап-комик

«Определенно, это мой первый опыт использования краудтехнологий. Все затевалось ради забавы, я пытался найти в правилах Kickstarter какие-то возможности и ходы — что можно сделать, что для этого требуется. И хотя это по-прежнему остается шуткой, за все время проекта я получил очень много положительных отзывов, а процесс стал крайне увлекательным, развлекательным и в какой-то степени образовательным. В первый день я получил около сотни долларов и во второй день сумел собрать примерно столько же. Вообще, такие проекты чаще всего набирают основную часть средств в начале и в конце всего периода, поэтому не ждал, что деньги будут поступать в одинаковом количестве. Но мне, безусловно, приятно, когда новый человек откликается на мою идею тем или иным образом. Для того чтобы ваш проект стал успешным, необходимо не только хорошо сформулировать концепцию, но и суметь распространить ее настолько далеко, насколько это возможно».