© Роман Кузнецов. Лекция Флориана Ривьера.

© Роман Кузнецов. Лекция Флориана Ривьера.

Как разрешить конфликт между городскими активистами и сонными прохожими, каким должно быть начало фильма о Сергее Курехине, как Горбачев повлиял на ход студенческих волнений в Китае, кто разрабатывал систему пиктограмм для Олимпиады-80 в Москве и что социальные сети изменили на рынке труда в странах третьего мира — в аудиозаписях лучших лекций июля на «Теориях и практиках».

Городские хакеры


О лекторе: Флориан Ривьер — французский городской хактивист.

Тезисы лекции

Если давать хакерству краткое определение, то это быстрая реконфигурация первоначального дизайна и трансформация в виртуальной или городской системе. Но хакерство не значит что-то разрушать, наоборот, это в первую очередь поиск новых функций и возможностей, а также отход от стереотипов. Если система пробуксовывает или вовсе деградирует, не стоит ждать, что кто-то все исправит, стоит сделать что-то самим, развить какую-то идею.

Городское пространство — это свободное пространство. Есть городские хакеры и городские сонные прохожие. Все в городах устроено либо для туристов, либо для потребителей. Хакеры же предлагают использовать городское пространство более интересно, привлекательно, непривычным образом. Мы много свободы жертвуем в пользу безопасности — из-за террористической угрозы, например. Томас Джефферсон сказал: «Тот, кто отдает свою свободу за безопасность, не получит ни того, ни другого». Это и есть программная установка городских активистов.

Лучший из приводимых примеров городских хакеров — это дети. Конечно, они этого не осознают, но нарисованные ребенком классики на асфальте — это уже трансформация назначения дорожного покрытия. Или бездомные — то, как они используют картон, например, чтобы согреться и выжить, является интересным примером изменения пространства. Художники-граффитчики, которые оставляют теги на поездах в метро, создают стрит-арт произведения, также меняют город. Скейтеры используют скамейки как рампы, то есть работают с окружающей средой, следовательно, их тоже можно отнести к хакерам.

Книги по теме:

Сергей Курехин: безумная механика русского рока


О лекторе: Александр Кушнир — продюсер, генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир продакшн», писатель.

Тезисы

Курехин родился в Мурманске, отец его был военным — капитаном подводной лодки. После службы отца семья некоторое время прожила в Москве, а школу Курехин закончил в Евпатории, играл там в каких-то смешных вокально-инструментальных рок-ансамблях. В 17 лет — на следующий день после выпускного вечера — он переехал в Ленинград с родителями, где очень скоро пошел слух, что в городе появился какой-то мальчик из Крыма, который играет быстрее, громче, наглее и техничнее всех — феноменальный клавишник.

Курехин играл на первых советских синтезаторах, назывались они «Юность», играл в культовых группах второго эшелона: «Пост», «Большой железный колокол», выступал на джазовых фестивалях. Очень быстро — в 20–25 лет — он оказался между тусовками, он оказался маргиналом. В одном из интервью Курехин сказал: «Рокеры считали, что я чужак, потому что я джазмен, джазмены думали, что я рокер, а когда я исполнял академическую музыку, то классические музыканты считали меня мудаком».

Курехина эта ситуация устраивала: будучи маргиналом и находясь всегда на краю, он оказался первым человеком в стране, который во время «железного занавеса» смог издать альбом в Англии. У него не было высшего образования и дипломов об окончании ни музыкального училища, ни института культуры, потому что ни один учитель не мог его выдержать. То есть шансов реализовать себя, записаться или устроиться по профессии у него не было, но благодаря характеру и гениальности он смог реализовать самые дерзкие идеи.

Книги по теме:

Студенческие волнения на Тяньаньмэнь 1989-го года


О лекторе: Анна Кутелева — политолог, китаист. Основные темы исследований: общество и культура Китая.

Тезисы лекции

Тяньаньмэнь — центральная площадь Пекина, китайцы ее считают центром страны и одним из главных символов столицы. Расположенный на площади запретный город (Гугун), где сейчас висит портрет Мао Цзедуна, изображен на гербе Китая и на всех купюрах — это канонический образ, и каждый китаец считает своим долгом хотя бы раз в жизни посетить это место. Тяньаньмэнь — самая большая площадь в мире (440 тысяч кв км). Китайцы шутят, что на ней уместится все население страны, но на самом деле — всего 1 миллион. На площади находится масса объектов национальной гордости — памятник героям революции, флагшток, где висит флаг страны, исторический музей и мавзолей Мао Цзедуна. События Пекинской весны 1989 года происходили именно на этой площади — все 48 дней.

Одним из символов студенческого сопротивления, хоть и противоречивым, стал человек-танк (tank-man) или, как его еще называют, неизвестный бунтарь (unknown rebel) — у него нет имени. Человек-танк вошел, по версии журнала Time, в десятку революционеров, которые изменили мир вместе с Мао Цзедуном, Лениным и Мартином Лютером Кингом. Для Запада этот человек стал символом неповиновения и борьбы с тиранией. Он остановил колонну танков, которые двигались 5 июня с площади Тяньаньмэнь, по направлению из города. Он встал перед колонной, попытался что-то прокричать, преграждал танку дорогу в течение 20 минут. Позже с обочины появился велосипедист, потом выбежали трое — двое мужчин и женщина, размахивающая белым платочком, и увели человека в неизвестном направлении. На этом подвиг и история человека-танка заканчиваются. Кто это был, что хотел, зачем он это сделал, не знает никто. Иностранные журналисты охотились за ним и пытались найти — но безуспешно.

В 90-е годы новому секретарю Коммунистической партии Китая, Дзянь Дземиню, задали вопрос о судьбе этого человека американские журналисты. Он коротко ответил: «I think never killed». Это единственная реакция официального Китая по поводу судьбы этого человека. Есть масса версий о том, что его расстреляли сразу же, есть версия, что в числе двадцати других участников восстания он сидит в тюрьме до сих пор, что ему удалось сбежать на Тайвань, в США, или же укрыться в Центральном Китае. Ни одну из этих версий нельзя назвать достоверной. Фотография, сделанная фотографом «Магнума» Стюартом Франклином, вошла в итоги тысячелетия, которые подводили американцы.

Книги по теме:

Навигация в городе


О лекторе: Борис Трофимов — специалист в области полиграфии и графического дизайна. Основатель Высшей академической школы графического дизайна, член Союза художников.

Тезисы лекции

Смысл пиктограмм заключается в том, что понятная тиражированная история является языком, который все могут распознать. Сегодня цвет и динамика плотно вошли в нашу визуальную культуру, поэтому их нельзя не использовать при создании визуального языка. Дизайнеру не нужно придумывать, как изобразить то или иное понятие, ему нужно понять стилистику, модуль и то, как построить систему, чтобы она точно работала — тогда складывается язык. Еще недавно можно было заниматься дизайном и не заниматься навигацией, но сегодня требуется структурировать информацию и правильно ее преподносить.

Заказ на создание графических средств и справочно-информационных материалов для Олимпиады-80 пришел в Мастерскую прикладной графики (бюро, занимавшееся графическим дизайном в советское время) уже сформированным, контент был уже написан. Система пиктограмм должна была состоять из 235-250 знаков, которые предполагалось внедрить в инфраструктуру, для того чтобы в Москве хотя бы как-то можно было ориентироваться: помочь иностранцам было некому — языка население не знало.

Шрифтов в городе почти не было, поэтому необходимо было создать язык, который должен был быть понятен каждому и частично восполнить пробелы навигации и помочь принять гостей Олимпиады. Основой визуального языка должны были стать мужчина и женщина, которые имели возможность выразить направление, чтобы найти аптеку или магазин. Язык пиктограмм составлялся в традиционном русле, на примере, в частности, работ Отто Айхера, которые служили вдохновением для дизайнеров. Но в то же время необходимо было создать собственный советский стиль.

Было особенно важно проработать сферы обслуживания и питания. В полученном дизайнерами списке были блинная, пирожковая, чебуречная, сосисочная и шашлычная. Сложность заключалась в том, что для всех мест нужны были разные знаки, но ведь иностранцы не зна­ют разницы между вареником, пирожком или чебуреком. В системе строк, которые создавали навигацию, можно было чередовать пиктограмму с навигационными стрелками, чтобы создавать послания.

Книги по теме:

Knowledge Stream. Цифровой карьерный лифт


О лекторе: Дан Серфати в 2004 году вместе с партнерами запустил сервис Viadeo.сom. Эта социальная сеть создана для размещения информации о себе и поддержания профессиональных контактов с коллегами, партнерами по бизнесу или с интересными вам людьми из других областей деятельности.

Тезисы лекции

Социальные сети в целом и профессиональные сообщества в частности полностью изменили то, каким образом рынок найма персонала работает сегодня. Раньше все было на поверхности — безработные приходили на биржу, где их находили работодатели. Сейчас система так не работает. Сегодня люди, которые трудоустроены, и люди, которые не работают — все они находятся в одном месте — в социальной сети. Это означает, что вся концепция, которая использовалась раньше на некоем скрытом рынке и открытом рынке, где были пассивные соискатели и активные, больше не существует. Мы все являемся пассивными соискателями, потому что любой работодатель может предложить вам лучшую работу, лучшую зарплату, больше полномочий и более интересные проекты.

Все люди присутствуют в социальных сетях, для рекрутеров больше не проблема их найти. Все начинается со связей. Связи в Facebook, связи в Viadeo и так далее — связи являются основной диалогов и общения. Нужно учитывать, что теперь мы всегда видимы, а компании постоянно доступны. У компаний теперь есть различные варианты прямой связи: контакт с потребителями, с кандидатами на найм, со своими собственными сотрудниками. Они могут общаться с ними и активно вовлекать их в определенную деятельность.

Сложно говорить о будущем, особенно в технологической области, в частности, в области социальных сетей. Кто бы сказал 3–5 лет назад, что Apple станет одним из крупнейших конкурентов Google и Microsoft? 5 лет назад Google представлял из себя всего лишь простой поисковик, а Apple производил компьютеры, у Microsoft была программная компания, а сейчас они все конкурируют друг с другом на одном уровне. Microsoft покупает Motorolla, купил Skype и он становится конкурентом больших телекоммуникационных компаний. То есть рынок и его ландшафт быстро меняются.

Ссылка на страницу лекции.

Книги по теме: