На русском вышла книга «Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней», в которой представлены высказывания мыслителей XX и XXI веков — от Хайдеггера до Сарасона — об образовании, его теории, методах и целях. T&P публикуют 10 высказываний из этого сборника.

Мартин Хайдеггер, философ

«Что значит учиться? Человек учится, когда он приводит свой образ действия в соответствие с тем, что обращено к нему в данный момент в своей сущности. Учить труднее, чем учиться, ибо цель преподавания — давать возможность учиться».

Жан Пиаже, психолог

«Цель интеллектуального образования состоит не в знании того, как повторить или сохранить готовые истины — ведь истина, к которой приходят путем бездумного заучивания, неизбежно будет неполной. Подлинной интеллектуальной деятельностью является только самостоятельное постижение истины с риском потерять время и блуждать окольными путями».

Айрис Мердок, писательница

«Обучение есть нравственный процесс, поскольку оно аскетично. Ослабляя наш эгоизм и углубляя понимание истины, оно дает нам более глубокое, тонкое и мудрое видение мира. Быть внимательным и постигать вещи правильно — вот чему нужно учить в школах. Творческая сила требует от нас этих способностей. Интеллектуальное и профессиональное обучение становятся началом новой ступени сознания, деталей восприятия, способности наблюдать. Они меняют наши желания, наше бессознательное движение желания и отвращения. Быть внимательным — значит заботиться. Учиться желать учиться».

Джозеф Шваб, теоретик в области образования

«Обучение является коллективным начинанием, и мы являемся всего лишь современными членами той общности, благодаря которой было накоплено приобретаемое нами знание. Оно транслируется через языки труда и жестов, разработанные и сохраненные этой общностью… Даже опыт как форма изучения становится опытом только в результате его коллективного переживания и наделения смыслом посредством соглашений, принимаемых членами общности».

Джером Сеймур Брунер, педагог

«Образование — это не просто технический вопрос качественной обработки информации. Ошибочно видеть в нем и простой повод для применения в классных аудиториях «образовательных теорий» или результатов предметно-ориентированных «тестов на проверку образовательных достижений». Это сложный поиск путей адаптации культуры к потребностям ее членов и обратная попытка соответствия членов культурного сообщества и укоренившихся способов познания мира потребностям соответствующей культуры».

Сеймур Сарансон, профессор психологии

«Внедрение, поддержание и оценка образовательных изменений суть политические процессы, поскольку они неибежно меняют существующие властные отношения или же угрожают их изменить. Немногие мифы могут по своей жизнестойкости сравниться с мифом о том, что культура школы является неполитической. И немногие мифы так способствовали провалу реформистских усилий».

Маргарет Дональдсон, психолог

«Некоторые навыки, которые мы ценим в нашей системе образования наиболее высоко, совершенно чужды естественной — стихийной — работе человеческого разума».

Филип Уэсли Джексон, педагог

«Работа учителем оставила наизгладимый след в моей жизни. Именно эта практика сформировала меня сегодняшнего или, по меньшей мере, способствовала моему становлению. Вот почему я продолжаю настаивать: представление о том, что процесс обучения не оказывает влияния на самих учителей, лишено для меня всякого смысла. По данному вопросу я полностью разделяю точку зрения Уоллера — больше всего работа педагога влияет на самого педагога».

Теодор Сайзер, автор образовательной реформы в США

«Школам надо сосредоточить усилия на том, чтобы помочь молодым людям развивать привычку наилучшим образом использовать свои мозги. Учебные задачи школы должны быть просты: помочь каждому ученику овладеть узким набором важнейших навыков и опрделенным объемом знания. Афоризм «лучше меньше, да лучше» следует считать путеводным».

Пауло Фрейре, психолог-педагог

«Необходимо, чтобы в процессе усвоения так называемых норм ученики осознавали, что они изучают их не потому, что их язык безобразен и плох, но потому, что, овладевая «нормами», они приобретают инструмент, который поможет им в борьбе за преобразование мира».

фото: © Pablo Alfieri