«It’s just business — три самых грустных слова в английском языке» — так начинает свою вторую книгу американский дизайнер Джеймс Викторе, клинический идеалист, рок-звезда и профессор нью-йоркской Школы визуальных искусств.

Чтобы понять, для чего вам надо прочесть Victore or, Who Died and Made You Boss (купить можно на Amazon.com за $26,40), сначала неплохо было бы разобраться с личностью самого автора. Между прочим, довольно культовой. Джеймс Викторе уже много лет работает под лозунгом: «Наплевать на клиента!». Ему вообще много на что наплевать: на корпоративный брендинг, эффективное сотрудничество, компромиссы, социальный сервис и далее по списку. По описаниям Джеймс Викторе очень похож на художника-оппозиционера. Но всем желающим узнать о протестном искусстве или искусстве протеста он еще в предисловии настоятельно рекомендует отложить книгу. Потому что она о дизайне. Вот тут и начинается самое интересное: с одной стороны, хулиган Викторе позиционирует себя как коммерческого дизайнера и взрослого бизнесмена. С другой по законам этого бизнеса никогда не играл и не собирается. Who Died and Made You Boss как раз об этом — как сидеть на двух стульях, оставаясь приличным человеком и получая большую зарплату; как никогда не делать говна и гордится своим дизайном, и так чтобы еще заказчики выстраивались под окнами студии в зигзагообразные очереди.

[Нью-йоркская школа визуальных искусств](http://www.schoolofvisualarts.edu/) – высшее учебное заведение для будущих работников искусства, известно своим увлекательным студенческим [блогом](http://www.schoolofvisualarts.edu/ce/blog/).

Викторе хочет сказать, что у каждого уважающего себя человека должно быть мнение. Если дизайнер боится потерять клиента, он легко откажется от своей точки зрения. Может ли человек без собственного мнения сделать что-то хорошее и полезное для мира? «Один из моих студентов, — рассказывает Викторе, — в разговоре о профессиональных принципах упомянул ренту за квартиру, которую надо платить. Поэтому иногда приходится прогибаться, чтобы зарабатывать. К черту ренту! Надо уважать себя, никто не говорил, что это всегда будет легко». Автор не случайно все время вспоминает своих учеников — по внутренней конструкции книга похожа на лекцию, вернее даже на разговор, в котором можно уходит от темы, опровергать самого себя, вдруг терять все аргументы и давать волю эмоциям. Главное — оставаться искренним. С этим Викторе справляется. У него вообще все хорошо с честностью к себе и окружающим.

Оформление Who Died and Made You Boss дизайнер поручил Полу Сахре — и поступил мудро. На контрасте с его чистой, геометричной манерой работы Викторе звучат еще громче: грубые рукотворные линии, неряшливый леттеринг, монохром, отпечатки пальцев и кошачья шерсть.

Самые правильные и важные слова о Викторе сказаны в предисловии книги его коллегой Майклом Бейрутом, арт-директором Pentagram New York: «В своем программном эссе The Crystal Goblet, or Printing Should Be Invisible (1955) Беатрис Варде описывает два вида дизайнеров. Одни работают с решениями, которые подобны сверкающим винным кубкам из чистого золота (индивидуалисты), другие предпочитают наливать в обыкновенные прозрачные стаканы c тонкими стенками (функционалисты). Джеймс Викторе не принадлежит ни к первым, ни ко вторым. Он больше похож на человека, который одним стремительным движением отбивает у бутылки горлышко и заливает вино прямо в глотку своего зрителя». Хочется добавить — и читателя.