Феликс Барретт — создатель британской театральной труппы Punchdrunk, которая прославилась интерактивными постановками: зрители надевают маски и перемещаются по комнатам отеля постройки 1920 года, следуя за актерами, которые играют шекспировского «Макбета». По задумке организаторов, такие уловки заставляют зрителей выйти из пресловутой зоны комфорта и испытать сильные эмоции. T&P публикуют интервью с драматургом о том, как он заманил аудиторию, почему нужно всегда иметь план «Б» и чем плох комфорт.

— В центре ваших постановок обычно всегда тайна. Почему?

— Думаю, потому что загадка всегда провоцирует аудиторию. Возникает напряжение, нервное возбуждение, потому что зрители не догадываются, что произойдет дальше. К тому же они находятся внутри действа, они переживают и делают что-то непривычное вместе с персонажами, отчего напряжение только усиливается. Именно поэтому Punchdrunk никогда не поставит комедию, ведь это совсем другое состояние. Мы стараемся сделать так, чтобы зрители чувствовали себя самыми важными людьми в этом пространстве, чтобы они осознавали, что делают что-то, чего по идее не должны делать, но при этом чем больше погружаются в спектакль, тем больше узнают себя. Это напряжение необходимо для того, чтобы все работало.

``` quote «Мы стараемся сделать так, чтобы зрители чувствовали себя самыми важными людьми в этом пространстве, чтобы они осознавали, что делают что-то, чего по идее не должны делать»

MARKDOWN ERROR: Пожалуйста, убедитесь что вы не допустили ошибок в разметки страницы

— Вы как-то сказали: «Если кто-то это уже сделал, мне неинтересно даже пробовать». Как вам удается всегда быть впереди?

— Мы экспериментируем с уровнем переживаний и эмоций аудитории, мы углубляемся в самые дебри. Однажды мы что-то попробовали, и люди начали обсуждать это, и кто-то начал повторять наш опыт. Это здорово! Значит, нам надо двигаться дальше. И тогда мы спросили себя: «А что будет, если вдруг пропадут все зрители, и вы останетесь в одиночестве на три часа? Каково это?» Это старомодная драматургия в действии — мы создаем иллюзию, придумываем трюки, делаем сценические открытия.

Единственное, чего я не приемлю — это катиться по известной и предсказуемой дорожке, просто потому что так просто. В творчестве чем больше борьбы, тем больше шанс себя удивить.

— Могут ли люди достичь таких результатов без интерактивного театра?

— Тайна всегда приводит к напряжению — даже просмотр фильма может вызвать это ощущение, но мне интересно провоцировать людей с помощью театра. Фильм продолжится, даже если вы закроете глаза, а шоу — нет. Вам придется продолжить погружаться в него и остается только контролировать скорость, с которой вы это делаете. По этой причине спектали тяжелее смотреть, но в то же время — гораздо волнительнее.

— Влияет ли реакция публики на то, как разворачивается действие в ваших постановках?

— В первый месяц спектакль менялся чуть ли не каждый день, потому что мы только учились. Иногда можно предугадать публику, но порой мы допускали ошибки, предлагая зрителям переступить невидимую черту. Сейчас мы стали осторожнее и разработали план «Б». Если мы делаем что-то провокационное, актеры всегда знают, как аккуратно вывести зрителей из этой ситуации, чтобы они не почувствовали, будто что-то и впрямь идет не так.

В психологическом триллере Дэвида Финчера «Игра» тоже обыгрывается тема вовлечения клиента в альтернативную реальность, которая будет на грани зоны его собственного комфорта.

— Ваш следующий проект — интерактивное бюро путешествий. Откуда возникла такая идея?

— Это следующий этап шоу, который включает полную и абсолютную активацию. Пока проект застопорился, потому что мы пытаемся определить стоимость этого приключения. На самом деле он строится на тех же базовых принципах шоу, как Sleep No More, в котором вы участвуете и исследуете что-то. Но нам хочется, чтобы местом действия был весь город, а не одно здание. Главное отличие от постановок — в другой форме восприятия, так как обыденная городская жизнь зрителей становится крайне кинематографичной, и непонятно, кто в ней играет, а кто — нет. Все вокруг — люди в магазинах, в ресторанах и в вашем отеле — все они могут быть актерами, что очень интригует.

— Какой у вас главный принцип?

— «Сделай это. Не рассуждай — просто сделай». И еще: «Сначала беги, а уже потом переходи на шаг». При работе Punchdrunk мы несколько раз спотыкались и царапали колени, но затем вставали и двигались дальше.