В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Надежда Фролова поступила на бизнес-программу IE Business school, которая состоит из двух частей: обучения в кампусе в Сан-Франциско и Мадриде, а также обучения онлайн.

Надежда Фролова


— Где, чему ты учишься, как давно? Как так случилось, что именно здесь?

— Я учусь в IE Business School, программа называется Master Digital Marketing. Думаю, что русский эквивалент моей специальности — магистр цифрового маркетинга. Начала учиться совсем недавно, в мае 2012 года. На самом деле, выбор и процесс поступления прошел довольно стремительно. Хотелось учиться, я чувствовала просто физическую необходимость в познании нового. Да, звучит странно, но было именно так. Посмотрев рейтинг бизнес-школ, я зашла на сайт IE и нашла интересную программу. Продолжив поиск на сайтах других бизнес-школ, пришла к выводу, что по содержанию, формату и уровню академичности второй такой программы просто нет. А пообщавшись с представителями отдела Admissions — приемной комиссией — окончательно поняла, что это моя школа, я хочу здесь учиться и больше нигде.

Не могу сказать, что нацеливалась именно на бизнес-программу. В моей жизни практически всегда все происходило и происходит волей случая. В этот раз мне было интересно найти интересную в профессиональном плане программу. Я начала поиски с магистерских программ в области digital management, коммуникаций и PR, но ничего подходящего не нашла и таким образом вернулась в круг поиска среди бизнес-школ. Несмотря на то что студенты бизнес-школ по идее должны быть последовательны, логичны, я, видимо, большое исключение, так как у меня, напротив, все алогично и не всегда последовательно. Непосредственно перед поступлением моим основным занятием было быть мамой — моей младшей дочери почти два года. Но помимо этого я, конечно же, продолжала свою профессиональную деятельность.

— Как выглядел процесс поступления? Была ли возможность получить грант?

— Все прошло достаточно стремительно. В начале марта я нашла программу, в середине я подала заявку. В конце марта я прошла собеседование и получила подтверждение, что я зачислена. Я искренне не верила, что меня примут, так как несколько лет назад пыталась поступить в одну из лидирующих бизнес-школ и в тот раз ничего не вышло.

Традиционно нужно было заполнить заявку, написать несколько эссе, представить результаты экзаменов по английскому языку, GMAT и документы о предыдущем образовании.

Каждый студент может обратиться за финансовой помощью в фонд бизнес-школы и подать заявление с обоснованием на одну из стипендий или на так называемую Fellowship programme, когда помимо учебы ты выполняешь ряд проектов или ведешь работу для школы. Я получила стипендию от школы, и стоимость моего обучения сократилась на 30%. Это существенно.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— Конечно, училась, правда, это было давно. Я закончила лингвистический вуз в Москве. Профессорский состав у нас был просто первоклассный, я до сих пор иногда читаю институтские лекции, нас все-таки учили чему-то. Главное отличие западного образования — это, конечно, то, что тебя учат мыслить. Именно как мыслить, а не что. Тебя учат мыслить и отходить от стереотипного мышления. Профессор — это модератор, фасилитатор твоего мышления, который дает тебе импульс найти решение, разобраться и понять суть вопроса и принцип его решения, найти индивидуальный вариант выхода из ситуации. Нет правильного и неправильного решения — ты должен освободиться и открыться.

Знания, полученные в лингвистическом вузе, безусловно пригодились. Но дело не в том, какие предметы мне пригодились или нет из прошлого, а скорее то, как мой лингвистический фундамент трансформировался. Дело в том, как ты используешь язык, родной или иностранный, чтобы донести свою мысль, идею, просто выражаешь себя посредством слова, а в век цифровых технологий, как ни удивительно, именно слово становится важным элементом общения. И поэтому неважно, чему ты учишься, бизнесу или нет, общение и форма общения равны слову, язык без них никуда, и, может быть, поэтому в моей истории лингвистические знания поженились с бизнесом и маркетинговыми технологиями и живут счастливо вместе.

© Роман Кузнецов

© Роман Кузнецов

— Где ты сейчас живешь?

— Здесь стоит сказать несколько слов о формате, он довольно необычен. Он называется blended format. Что это такое? Некоторое время ты учишься в классическом формате на кампусе: лекции, мастер-классы, проектная работа. Кампусная часть проводится в Мадриде и Сан-Франциско. Вторая часть программы проходит онлайн, но это не дистанционная форма обучения, где тебе дают задание и ты сам с ним справляешься. Мы учимся по классической схеме, но онлайн. В неделю у нас три-четыре предмета, по каждому предмету до начала сессии необходимо подготовить задание в группе и индивидуально. Когда начинается сессия по предмету, мы должны каждый день участвовать в обсуждении кейса на форуме. Признаюсь, в начале было очень сложно понять, как это работает на самом деле, но сейчас точно могу сказать — работает отлично. Я практически круглосуточно читаю, обдумываю кейсы по предстоящим предметам, пишу ответы на форум, готовлюсь к тестам. Если грамотно организовать свое время, то получается совмещать с работой и даже остается время на себя. Поэтому постоянно я не живу в Мадриде. Но периодически туда езжу. Когда приезжаю, снимаю комнату поблизости от университета. Десять минут пешком до школы, удобно.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

— Я в восторге практически ото всех. Действительно, самое главное во всем — это люди, и в IE люди впечатляют. Все в чем-то асы своего дела, мои любимые: Дэвид Гарсиа, преподаватель по предмету интегрированные маркетинговые коммуникации, и, конечно, известный в блогосфере Испании и Европы, и даже немного у нас — Энрике Данс. У него прекрасное чувство юмора. Важно то, как он играет словом и то, как он делится своими наблюдениями, знаниями в увлекательной форме.

Дэвид Гарсия, выпускник Уортона, и его исключительный талант заключается в том, что он может удивительно просто объяснить достаточно комплексные темы и вопросы. Весь класс после урока аплодировал, так как он за 15 минут на последнем уроке двухнедельного курса донес до наших переполненных умов принцип оптимизации поисковиков.

Ну и самым ярким примером драйва и энергии является профессор Мануэль Анхель Алонсо Кото. Скорость его лекции, передвижения и мысли приблизительно соответствует скорости поиска запроса в Google. Первая его лекция в Мадриде состоялась в среду, и сразу после нее он улетел в Сан-Паоло, следующая была во вторник, и на которую он прилетел обратно из Сан-Паоло, и был свеж, бодр и энергичен.

— Какие бонусы дает статус студента?

— Из бонусов, на мой взгляд, главное преимущество — возможность получить контакты. Думаю, пока не могу ответить на этот вопрос полно, потому что я еще в середине пути, и, думаю, после сессии в Силиконовой долине мой список контактов изменится. Сейчас я горжусь профессорами и своими одноклассниками. Потому что без них мой жизненный и академический опыт был бы более скромным. Люди — это самое главное мое приобретение.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Каждый день я работаю над новый кейсом, но мой главный проект, который я планирую защитить в мае 2013 года — стартап-проект. Не готова пока раскрывать все идеи.

— Как успехи?

— Сложно сказать, тяжело дается Financial Accounting и Management Accounting, последний тест по финансам сдала на 60%. Я гуманитарий, и для меня это достижение, хотя это очень средний, если не низкий результат.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Про процесс обучения я написала выше. А мой обычный день зависит от того, какой это день. В понедельник, например, окончательная работа над заданием и отправка профессору, чтение всех недочитанных материалов на предстоящую неделю. План чтения кейсов на следующую неделю, подготовка кейсов, обсуждение в группе. Во вторник открывается форум по трем предметам, необходимо каждый день активно участвовать в обсуждении и решении предложенных проблем. Со вторника по пятницу участие в форуме, параллельно с этим, в среду, идет работа над индивидуальным заданием, в четверг иногда удается передохнуть, в пятницу в скайпе встречаемся всей группой для обсуждения и работы над кейсом на следующую неделю. Ну и естественно, параллельно я работаю в офисе и занимаюсь семьей.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Я не могу сказать, что это завершенный процесс, что я что-то получила и все. Я каждый день для себя открываю что-то новое и учусь чему-то. Это и опыт общения и работы в международной группе, где разные культуры и разные образы мысли иногда не слышат друг друга, и форма общения, приходится договариваться, искать совместные решения в группе. Из главных я бы назвала умение договариваться. Пожалуй, для нашей культуры договариваться не свойственно, мы зачастую смотрим на разные ситуации категорично. Если говорить о знаниях, то мне даже сложно выделить — за прошедшие месяцы у меня ощущение, что я до этого была просто неграмотным человеком в каких-то областях.

— Дорого жить и учиться?

— Дорого, но не невозможно. Мне удается совмещать работу и учебу. Для меня главное, не сколько это стоит, а то, что это инвестиции.

— Планируешь вернуться?

— Ну я пока никуда не уезжала, но признаюсь, мне интересно поработать в другой стране. В странах Латинской Америки. Такой опыт сильно расширяет мировоззрение, мироощущение, меняет тебя. Это удивительный жизненный опыт, который я хотела бы испытать.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Я стараюсь не строить долгосрочных планов, поживем — увидим, все меняется и иногда очень неожиданно. Сейчас я работаю там, где работаю. С одной стороны нагрузка, конечно, двойная, но в то же время многое в работе становится более очевидно, увеличивается скорость восприятия информации и принятия решения — качественно иначе начинаешь смотреть на решение вопросов и задач в работе.