Научно-просветительские мультфильмы начали снимать еще на заре анимации. Но, пожалуй, расцвета в советском кинематографе они достигли в 70-80-е годы прошлого века. Прославление энергетиков, загадочная планета Фаэтон, полезные свойства молока и формула Витрувия — в подборке на T&P.

«Здравствуй, Атом!» (1965)

«Атом — почти волшебник, неисчерпаемый источник энергии, рукотворное солнце». Чтобы его найти, ученым в мультфильме Льва Мильчина пришлось даже прибегнуть к колдовству: физик, математик, инженер и вопросительный знак — неизменный спутник науки — уменьшились в сто миллионов раз. Став по размеру сопоставимыми с самими атомами, они сумели разбудить электроны и заставили их хорошенько потрудиться. С этого момента мультфильм начинает напоминать скорее трансляцию футбольного матча. Но, как и в спорте, в энергетике рекорд может в считанные секунды обернуться трагедией: при неправильном обращении источник энергии превращается в настоящую бомбу — о чем также предупреждает этот целомудренный фильм-плакат.

«Повелители молний» (1985)

Еще одна анимационная история об энергетиках. На этот раз на экран попали все — от предводителя Олимпа до электротехников наших дней. Здесь много смешных эпизодов: то древний грек наэлектризует бороду янтарной палочкой, то разряженный немец доиграется с лейденской банкой. Но, кажется, краше всех в мультфильме Бориса Акулиничева все же вышла лягушка. Она рассказывает о том, что происходило без ее воли с ее лапками, когда их трогал бесцеремонный Луиджи Гальвани. Как нетрудно догадаться, заканчивается фильм восславлением современных повелителей электричества — ведь они умеют чинить такие приборы, которыми было бы не под силу овладеть и самому Зевсу.

«Помощники Гефеста» (1987)

В сходном стиле выполнен и другой мультфильм Акулиничева, рассказывающий о свойствах железа и об истории его обработки. Особый акцент поставлен здесь, конечно же, на том, как с железом управлялись в России, — упоминается полузабытый токарно-винторезный станок Андрея Нартова, на котором работал сам Петр I, и знаменитое Каслинское литье с Урала. Фильм рассказывает также о возможных путях добычи металла в будущем. Для этого, правда, предстоит наладить доставку астероидов на Землю — что пока считается слишком затратной затеей.

«Фаэтон — сын солнца» (1972)

В восемнадцатом веке астрономы Тициус и Боде обнаружили, что расстояния известных тогда планет от Солнца подчинялись геометрической прогрессии. Однако в этой последовательности оставался один прочерк. На означенном расстоянии был найден целый пояс астероидов, и возникла гипотеза о том, что они когда-то составляли одну разрушенную планету. Рождались новые догадки, споры, и Фаэтон стал одной из самых любимых планет в научной фантастике, к которой обратился и Василий Ливанов в своем мультфильме. Надо сказать, что наука и научная фантастика всегда как будто немножко соревнуются друг с другом. Последняя победа в этом вопросе все–таки за наукой: ученые смогли доказать, что астероиды никогда не были частью одного целого. Из них могла бы образоваться планета, если бы не гравитационное притяжение Юпитера.

«День восьмой, или первый урок мышления» (1971)

Ироническая фантазия о том, как на восьмой день создания Бог пытался научить человека мыслить. Для этого он чего только ни предпринимал: посылал на Землю метод проб и ошибок, дарил людям логику, надоумил их строить гипотезы и полагаться на собственную интуицию, но все — тщетно. В итоге ничего не оставалось, как спускаться с облака и показывать все самому — а значит, учиться думать без чьей-либо подсказки человеку пришлось, видимо, все–таки на девятый день.

«Кое-что о колесе» (1975)

Сатирическая зарисовка о том, как в мире, где все было квадратным (футбольный мяч тоже!) один человек изобрел круглое колесо. Он тут же понес свое изобретение экспертам из «Главквадрата», и, к удивлению, комиссия даже сочла его достойным рассмотрения. Правда оказалось, что новое колесо никак не может пригодиться на практике: ведь все дороги уже построены для квадратных колес, да и на автомобильных заводах не запустишь нового производства, щелкнув пальцем. Поэтому изобретателю посоветовали отнести его чудесное изобретение в цирк — пусть на нем там клоуны катаются и зрителей веселят. Но мечта о круглом колесе все равно осталась, а вместе с ней и надежда, что когда-нибудь человеческий разум все–таки победит привычку.

«Коля, Оля и Архимед» (1972)

Обычный вечер школьника: Оля заучивает наизусть закон Архимеда, а Коля старательно осваивает на практике принципы катапульты, стреляя из рогатки. По волшебству дети переносятся в древние Сиракузы, чтобы своими глазами увидеть легендарные изобретения великого грека и его самого. Ребятам даже посчастливилось услышать историю об открытии закона гидростатики из первых уст. Наверняка Архимед с радостью рассказал бы гостям из двадцатого века гораздо больше, если бы город не начали осаждать римляне. Представьте, тут уж рогаткой пришлось вооружиться даже Оле, а после она и вовсе смогла разогнать врагов с помощью молний. Поэтому, конечно же, в мультфильме не упоминается о той грустной истории, которая на самом деле случилось с Архимедом при взятии Сиракуз.

«Молочный Нептун» (1987)

Чтобы воспеть полезные свойства молока, творческое объединение «Экран» обратилось к мастеру своего дела Григорию Гладкову. Получился своеобразный просветительский мюзикл. Здесь и рок-н-рол в исполнении опасных микробов, и народные песни об операторах доения, и кантри от пастухов, и многое-многое другое. Хотя, надо признать, что некоторые визуальные решения мультфильма вызывают вопросы, но все это, кажется, с лихвой искупается музыкой и фразой о том, что «корова заслуживает к себе джентельменского отношения».

«Каменные музыканты» (1985)

Существует давняя неоднозначная традиция искать что-то общее между музыкой и архитектурой. Опираясь на нее, создатели этого мультфильма называют архитекторов «каменными музыкантами», а топор и вовсе вполне по-авангардистки трактуют в качестве музыкального инструмента. Вообще же этот фильм насыщен массой интересных фактов об истории архитектуры и наглядно рассказывает о формуле Витрувия «Прочность, польза, красота». Но сегодня мы все больше убеждаемся, что время добавило к этой триаде еще одно положение: «Строить надо быстро». В мультфильме как раз изящно оправдывается строительство панельных домов в СССР. Пожалуй, особое внимание стоит обратить еще и на представление об архитектуре будущего. Если дома на самом деле будут когда-нибудь просто вытягивать вверх из земли вертолетами, умирать пока не стоит.