В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Надя Беджанова окончила факультет журналистики МГУ и переехала в Нью-Йорк учиться на режиссера под руководством создателя клипов Майкла Джексона.

Bolex — швейцарская компания, основанная русским эмигрантом Жаком Богопольским в 1927 году. Производила легендарные заводные камеры, снимавшие на 16-миллиметровую пленку.

— Где, чему ты учишься, как давно?

— School of Visual Arts в Нью-Йорке — моя вторая альма-матер. В июле я получила магистерскую степень. Программа называется MPS Live Action Short Film — мастерс по режиссуре, финальным проектом которого является создание короткометражного фильма. В итоге года я сняла Adrift — фильм о юности, подростках и игре с асфиксией, фильм о попытке быть тем, кем не являешься. Программа длится 3 семестра: осенний посвящен написанию сценария и препродакшн, зимой и весной — кастинг, продакшн, съемки и монтаж, а летом — дистрибьюция и решение проблемы с дальнейшей судьбой снятого фильма. На протяжении всего года мы параллельно изучали киноязык и историю. Я училась с сентября 2011 года до июля 2012.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— До этого я училась в МГУ на факультете журналистики в фотогруппе. Да, все началось с фотографии. Любимыми парами были семинары Александра Лапина и Владимира Вяткина, именно они вдохновили меня на первые серьезные проекты. В сентябре 2010 года я переехала в Нью-Йорк и до того, как подала на мастерс, прошла несколько курсов в School of Visual Arts по фотографии и кино. Изучая кинематографию и снимая на камеру Bolex 16mm, я захотела выйти за рамки одного кадра фотографии. Мне нравится передавать историю не посредством одного момента, а движением: движением камеры, движением актеров или моделей, движением света, движением во времени.

Плакат и кадры из фильма Adrift.

Плакат и кадры из фильма Adrift.

— Где ты сейчас живешь?

— Я живу в Бруклине. Снимаю огромный лофт с моей подругой Дейзи в двух блоках от Вильямсбургского моста. Планирую купить свет и организовать свою маленькую студию.

— Какие бонусы дает статус студента?

— Статус студента позволяет бесплатно ходить в музеи и скидки на услуги фотолаборатории, что немаловажно! Также можно бесплатно арендовывать школьное оборудование: камеры и свет. Единственный огромный минус — невозможность официально трудоустроиться.

—Над чем ты сейчас работаешь?

— В данный момент я пишу сценарий полнометражного фильма на русском. Надеюсь, получится снять в октябре 2013 года. Параллельно снимаю как оператор-постановщик проекты других ребят. В начале декабря 2012 года ездила в Лос-Анжелес снимать фильм Exact Change Only, режиссер которого — моя подруга и коллега Лиса Астахова, студентка Universal studios. В феврале сняла финальный проект одноклассницы Тсьен Шен Ben’s Morning. Весна прошла на съемочных площадках реклам, фешн-шоу, малобюджетных короткометражек. В июне ездила в Торонто снимать документальный проект для компании игрушек Fisher Price.

— И как успехи?

— Успехи отличные! Школу закончила на все А, по-нашему пятерки! Получила второй «красный» диплом, надеюсь, родители гордятся. По поводу работы с камерой я больше не переживаю. Все еще немножко неуверенно чувствую себя в качестве сценариста. Иногда очень сложно заставить себя писать, но если начать, то невозможно остановиться. Главное — найти ту волну и всецело отдать себя мысли и воображению, когда ты живешь, думаешь и переживаешь, как твой герой. В это состояние трудно войти и очень легко отвлечься и потерять так называемый запал.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

— Мой любимый профессор — профессор Амреш Синха. Он преподает историю кино. Он самый строгий и объективно критиковал все наши сценарии. Но он лучший теоретик киноискусства! Никогда не хотела, чтобы его классы заканчивались. Декан моего факультета — Боб Джиральди, знаменитый режиссер клипов Майкла Джексона и масштабных телереклам. Его семинары ознакомили нас с бизнесом кино, и именно он взял меня в съемочную команду для рекламы Fisher Price.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Пять дней в неделю по 3 часа — для меня было мало, но в свободное от учебы время я могла заниматься своими проектами и работать на съемках. Мой класс — класс мечты, я каждый раз шла в школу с огромным удовольствием, этого мне явно будет не хватать. После пар мы обычно оставались в школе и читали сценарии друг друга, делились мыслями и комментариями, помогали улучшить истории — и это было бесценным опытом! Мы все были на одной волне.

—Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— 8-point story structure — основная схема пути героя, на которой основаны практически все сценарии полнометражных фильмов. Зная ее, очень легко предугадать сюжет любого фильма, что, впрочем, также неплохая практика. Касательно технических вопросов — практически всему я научилась на съемках. Кинематография на этом курсе была не сильная — нас учили быть режиссерами. Но поскольку у меня достаточно серьезный опыт работы фотографом и оператором, без камеры я как без рук.

— Дорого жить и учиться?

— И жить, и учиться — дорого. Меньше шмоток и баров, да это и не нужно — ценности меняются. В основном покупаю оборудование и аксессуары для камеры.

— Планируешь вернуться?

— Возвращаться не планирую — в Нью-Йорке есть все, для того чтобы развиваться и работать в киноиндустрии. Да, конкуренция большая, но клиентов еще больше. В данный момент я жду OPT (optional practical training) — виза, которая дает право официально работать.