Почему журналистика не может быть объективной, откуда пошла традиция телесной метафоры в городской архитектуре, как небольшой стране удалось осуществить большие перемены в системе образования — аудиозаписи лучших лекций сентября на «Теориях и практиках».

О лекторах: Кристина Браун — культуролог, специалист по гендерной проблематике, профессор Университета Гумбольдта в Берлине, писатель и режиссер.

Людмила Алябьева — кандидат филологических наук, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».

Тезисы лекции

Красота — это понятие исконно политическое. По идеалам красоты той или иной эпохи можно многое узнать об устройстве общества и о духе времени. Это относится, например, к портретам диктаторов тоталитарных государств, тем идеалам красоты, которые закрепляются политически.

Для древних греков красота мужского тела и его каноническая симметрия означали принцип разума, логику. Это толкование потом было подхвачено тоталитарными режимами и использовалось для олицетворения героизма. Принцип разума был перенесен государством в его постройки — телесная метафора встречается и в городской архитектуре.

О будущем можно размышлять только в том случае, если мы бросим взгляд в прошлое. Говоря о красоте, мы большей частью думаем о красивых людях, но есть и критерии для ландшафтов, музыки, голосов. Наше общество предпочитает зрение, которое предполагает наличие дистанции от другого, чтобы иметь возможность рассмотреть и оценить. Современная наука связывает зрение с абстрактной математикой.

Красота — это элемент контроля, дисциплинирования тел. Сначала корсет обеспечивал женщинам хорошую фигуру, потом женщины стали вести более активный образ жизни, заниматься спортом, ездить на велосипеде. От стройных дам двадцатых годов в послевоенный период восхищение перешло к прекрасным дивам Голливуда. 60-е годы — это бунт молодости, это волна молодого и подтянутого тела. Женщины, которые до этого носили платья от Диора в стиле нью-лук, должны были иметь в гардеробе мини-юбку.

В результате индустрия красоты стала работать по-другому. Сегодня в моде все еще присутствует «героиновый» шик, но эта индустрия все с большей готовностью воспринимает нестандартное тело, немолодых людей и людей с увечьями.

Книги по теме:

О лекторе: Паси Матилла — директор образовательной компании Finpeda, инициатор программы «Будущая школа Финляндии».

Тезисы лекции

Традиционные взаимоотношения учитель–ученик очевидно устарели. Бездумное использование новых технологий только усугубляет повсеместный информационный шум, а школьные пространства навевают скуку и уныние уже не только на детей, но и на педагогический персонал. Сегодня школы нужны не для того, чтобы давать базовые знания, а научить детей взаимодействию с миром, разными культурами, мультимедийному потреблению знаний. Раньше работала система простой дисциплины, ученики сидели за партами напротив учителей.

Изменение интерьеров школ и рабочих пространств для преподавателей — одна из главных задач. Потому что нужны места для разработки проектов, переговоров. Пространство не только должно быть гибким, но и вдохновляющим. Запустить «реформу» внутри отдельной школы можно с малых перемен, не дожидаясь вмешательства власти.

Также необходимо дать преподавателям больше свободы, время, которое они проводят за бумажными отчетами, они могут тратить на творчество, модернизацию учебных программ. В настоящий момент изучение инноваций, применимых в школах и учебных центрах, — основной проект компании Finpeda. Разработчики создают 3D-игру, которая бы имитировала учебное пространство и позволяла одновременно преподавать и учиться.

Проводя исследования, привлекая представителей власти, родителей, детей и их учителей можно заглянуть в будущее и найти те нити, потянув за которые можно существенно изменить и улучшить качество школьного образования. В Финляндии уже запущены несколько экспериментальных школ нового типа и это дает удивительные результаты.

Книги по теме:

О лекторах: Деян Ранков — диджей, промоутер. Вместе с Ромонам Унгуряну выступал организатором вечеринки в «Мио», которая называлась I Love Rien, I’m Parisien.

Роман Унгуряну — промоутер, музыкальный критик. Делает промокампании всем самым известным концертам зарубежных звезд в Москве. Много лет осуществляет PR-поддержку проектов концертного агентства Caviar Lounge.

Тезисы лекции

В Москве в октябре 2002 года при посольстве Франции открылось бюро по экспорту французской музыки — бюрекс. В Париже оно появилось около 20 лет назад, потом в таких крупных городах, как Лондон, Нью-Йорк, Токио. Бюро всегда располагалось при посольстве или в культурных центрах — часть финансирования шла от министерства иностранных дел.

Изначальной целью была продажа дисков и культивирование французской музыкальной культуры. Россия — была одной из сложных территорий из-за пиратства. Одним из первых артистов, которых удалось привезти в Россию, были Birdy nam nam. Приезд каких-то артистов в Россию мог быть профинансирован бюро, если это входило в сферу их интересов. Постепенно акцент с компакт-дисков стал перерастать в концертные мероприятия. В «Мио» была запущена серия вечеринок I Love Rien, I’m Parisien.

Среди русских музыкантов, которые выступали на известном французском фестивале Transmusicale — команда Еat mу bit mister Lensky, Sandra, Mujuice, Nina kravits. Часто запрашиваемые русскими артистами (даже молодыми группами) гонорары неадекватны. Расходы на визы, перелеты и проживание составляют суммы, которые не позволяют организаторам их привозить. Группа Messer chups может служить исключением из общего правила. Эти ребята жили в Германии, их любят немецкие клубы, они часто гастролировали в середине нулевых.

Книги по теме:

О лекторе: Екатерина Деготь — арт-критик, искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств, куратор, автор книг «Русское искусство ХХ века», «Террористический натурализм».

Тезисы лекции

Превращение анонимного объекта в произведение современного искусства — художественный шаг, это то, что сделали Комар и Меламид, Кабаков, Монастырский. Комар и Меламид, например, подписали собственными фамилиями анонимные сталинские лозунги. Это перевод советских визуальных артефактов из категории искусства в категорию современного искусства — профессионального, индивидуального, изолированного.

Этого трудно избежать, если мы работаем на территории современной кураторской практики. Весь эффект здесь заключается в несоответствии, в самозванстве объекта, занимающего несвойственное ему место и тем самым ставящим это место — профессиональное искусство в контексте институции и рынка — под вопрос. Это вопрос: «Сможет ли антикапиталистическое искусство советских художников выполнять свою субверсивную функцию и через много лет после конца СССР». Кураторская практика показывает, что да.

Книги по теме:

О лекторе: Александр Наумов — философ и социальный антрополог, профессор философии, логики и научного метода исследования Оксфордского университета.

Тезисы лекции

Серия сюжетов о мистере Фримене обращает внимание зрителей на факт непереносимости бессмыслия, которое достигло в общественном сознании такой точки, когда то, что раньше воспринималось как допустимое, по ряду причин независящих от людей, начинает восприниматься как невозможное. Говорить о феномене мистера Фримена можно в контексте огорчения человека в бытовании, когда любые смыслы направлены на достижение объектных результатов.

С одной стороны, этот феномен можно рассматривать как революцию сознания. Серии мистера Фримена — это своего рода побуждение искать новые смыслы, потому что в трансцендентно сложившихся парадигмах их уже нельзя найти. Фримен предлагает ту линию, в которой эти новые смыслы могут быть обретены

Если упомянуть Ясперса с его осевым временем, то в истории человечества по независимым от него причинам были периоды, когда во всем мире в определенный момент времени возникали новые учителя: одновременно с Китаем что-то подобное происходило в Индии, а затем Греции. Далее эти волны повторялись. Не исключено, что мы находимся в начале новой эры. Нельзя отрицать того факта, что на смену прежних способов мышления, которые определяли возможность людей говорить про свои чувства и находить смысл личного существования, приходят новые способы, связанные с развитием техники и увеличением объемов информации.

Выпуски мистера Фримена:

Что есть ваш бог?

Каннибализм

Что из себя представляют твои знания?

О лекторе: Роман Попов — дизайнер и арт-директор. Инициатор и идейный вдохновитель проекта Московская школа дизайна. Цикл основан на европейской программе Design History/Master Visual Design политехнического университета в Милане.

Тезисы лекции

В начале ХХ века Россия находилась в авангарде всех видов искусств — архитектуре, живописи, музыке и литературе. Лазарь Эль Лисицкий — один из самых ярких представителей авангардной волны не только для России, но и для Европы, дизайнер и художник. В ходе творческих поисков он исследовал взаимодействие света, цвета и пространства.

Первые его работы, в которых заложился стиль, — это дизайн-плакаты для еврейских праздников. Самая известная работа — «Клином красным бей белых», созданная в 1919 году во время гражданской войны. В период своей жизни в Берлине с 1921 по 1925 год Лисицкий оформлял журнал «Вещь» — сборник литературный произведений, творческих статей, выходивший на немецком, французском и русском. Лисицкий был кем-то вроде сегодняшнего Загмайстера. Его революционная работа — поэма «Для голоса» Маяковского. В оформлении нарушены книжные каноны, она скорее напоминает креативный буклет, но использованные элементы актуальны и сегодня.

Второе большее художественное течение ХХ века — это De Stijl. Характерные черты: использование трех цветов (красный, синий и желтый), противопоставление вертикальных и горизонтальных линий, рационализм и конструктивизм, который впоследствии назвали неопластицизм. Тео ван Дусбург — один из основателей и идеологов движения, работал с Питом Мондрианом. Как и у многих дизайнеров, у него сложился свой шрифт — Van Doesburg, который заложил основы голландской графики.

Презентация к лекции

Книги по теме:

О лекторе: Андрей Бабицкий — редактор журнала Esquire, Россия.

Тезисы лекции

Проблема журналистской объективности — достаточно надуманная проблема, она существует везде. Колонку как способ рассказать историю или выразить мнение придумали в редакции Wall Street Journal тридцать лет назад. Социальная проблематика определяет значимость материала. Журналист встает в некоторую позицию судьи, который изучает фактологию, слушает аргументы сторон и выбирает из них те, которые, как он считает, относятся к его истории. Он же приглашает экспертов, которые по его мнению релевантны и могут дать комментарий. Деятельность журналиста в этом смысле не сильно отличается от деятельности судьи. Объективность означает, что журналист выбирает факты, которые общественно значимы. Он должен поставить обе стороны в известность и получить их реплики.

Государственные СМИ не должны существовать, потому что они живут по чиновничьим законам, журналист пишет не из своих убеждений, а из тех, которые для него определяет государственные служащие. Уничтожение государственных медиа — Первого канала и РИА новостей — улучшит журналистский рынок в России, потому что эти люди будут на рынке, а не в странном здании на Зубовском бульваре. В результате появится здоровая конкуренция, потому что состязаться с медиа, которым дают сто миллионов государственных денег, довольно тяжело.

Книги по теме: