Еще один способ получать знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы T&P отвечают каждую неделю. Ольга Епихина прошла стажировку в токийском дизайнерском бюро, где пыталась привыкнуть к японской субординации и застенчивости.

Ольга Епихина


Род занятий: дизайн.

Место стажировки: компания «Нендо».

Город: Токио.

Срок стажировки: три месяца.

Обязанности: 3D-моделирование продуктов и изготовление физических моделей интерьеров.

Место


Местом моей стажировки стало токийское дизайн-бюро «Нендо». Фирма «Нендо» занимается в основном дизайном продукта и интерьерами. Впервые я с ними столкнулась еще в Милане на международной выставке мебели и интерьера Salone Internazionale del Mobile. Меня вдохновила их работа с современными материалами, японская простота и поэтичность каждого продукта, который они выставляли. Поэтому, когда я закончила международную школу дизайна (Köln International School of Design), я, ни на что особо не рассчитывая, отправила им свое портфолио и резюме. И, как оказалось, вовремя, так как именно в этом году они решили попробовать брать практикантов из-за границы. Со мной проходили практику самые разные дизайнеры из Бельгии, Чехии, Германии, Эстонии, Италии и Франции.

Обязанности


Рабочий день начинался в 10 утра и был ненормированным, поначалу я уходила из офиса в 10–11 вечера, и в офисе еще оставались японские сотрудники. Практиканты занимались 3D-моделированием продуктов и изготовлением физических моделей интерьеров. У японцев свой взгляд на дизайн и на организацию рабочего процесса. Для меня, да и для остальных дизайнеров, привыкших к европейскому мышлению, промышленный дизайн — это в большей степени процесс логический и в меньшей степени интуитивный (так как мы должны учитывать тот факт, что нашим продуктом будут пользоваться люди).

«Я бы с удовольствием вернулась в Японию, но работать в японской компании на постоянной основе человеку с европейским мышлением очень непросто»

Работа в офисе выглядела примерно так. Оки Сато, основатель фирмы и главный идейный вдохновитель, передавал небольшой набросок дизайнерам (часто уже с примерными размерами), а они в свою очередь передавали нам задание этот набросок смоделировать. Субординация в Японии — это, конечно, отдельная тема. Ни одно решение, например, минимально изменить кривизну поверхности, не могло приниматься без его участия. Мне, как человеку, привыкшему задумываться, почему, например, стол, который я делаю, ниже колена среднего взрослого, работать без объяснений было сложно.

Самым запоминающимся событием, была, наверное, подготовка к выставке шляп Акио Хирата. Это была замечательная возможность оторваться от экрана монитора и попробовать работать с термоформирующимся материалом — с ним «Нендо» работает уже не один год. Нам пришлось в офисных условиях при помощи специальной формы и огромной кастрюли с горячей водой, разогретой на офисной кухне, создать множество шляп из этого материала.

Корпоративная культура


Про субординацию я уже говорила. Субординация — это, наверное, феномен любой японской компании, и дизайн здесь не исключение. Здесь не принято ставить под вопрос задания, данные «сверху». Нет также и таких вещей, как командный брейнстоминг, поиск идей. Основатель Оки Сато и его партнер Акихиро Ито несколько раз собирали всю команду на ужин в традиционном японском ресторане. Так как японские члены команды были очень застенчивыми и несколько опасались нас, европейцев, подобные ужины способствовали общению в команде.

Роль образования


Знаний в основном хватало. Некоторые вещи, например, программу для 3D-рендеринга, которой пользуется «Нендо», пришлось изучить за первые две недели стажировки. Большое спасибо японским коллегам-дизайнерам и ребятам-практикантам, которые всегда были готовы помочь и объяснить непонятные вещи. Сложнее было перестроиться, делать физические модели практически на коленке. «Нендо» находится в офисном здании, и у них нет отдельной мастерской, где можно моделировать, мусорить, экспериментировать. После стажировок в дизайн-бюро в Швеции и Германии для меня отсутствие мастерской было сюрпризом.

Бонусы


Оплата в «Нендо» минимальная. Ее хватает только на транспорт в Токио и ланч.

Как попасть


В моем случае это был обычный путь — отправка портфолио и резюме на адрес электронной почты, который есть на сайте «Нендо». Возможно сейчас, после первого опыта приглашения практикантов из-за границы, что-то изменилось, и они оптимизировали процесс.

Планы


Насколько я знаю, только один из дизайнеров вернулся в «Нендо» через год. Я этот вопрос не рассматривала, это был очень интересный опыт, и я бы с удовольствием вернулась в Японию, но работать в японской компании на постоянной основе человеку с европейским мышлением очень непросто.

Стажировка помогла понять, что дизайн продукта и индустриальный дизайн в чистом виде мне неинтересен. Поэтому я пересмотрела свои взгляды и занялась интерактивным дизайном. В идеале хотелось бы работать в смежной области, планировать и форму, и содержание, создавать отзывчивые интерактивные продукты для жизни.