В обывательском представлении ислам — авторитарная и ультраконсервативная религия. Между тем, в XI-XII веках мусульманский мир был прогрессивнее европейского — даже образца XVIII-XIX веков. Сегодня внутри исламской цивилизации прогрессивное меньшинство героически отстаивает свободу и необходимость перемен перед лицом консервативного большинства. «Теории и практики» выяснили, к кому из мусульманских интеллектуалов стоит прислушаться.

Тарик Рамадан

Тарик Рамадан — один из самых активных сторонников идеи либерализации ислама. Под джихадом он понимает не священную войну с неверными, а противостояние всему, что мешает человеку быть по-настоящему свободным. Эта борьба включает в себя освобождение от собственных пороков — эгоизма, жадности, агрессии. В июне 2012 года Тарик Рамадан читал две лекции в Москве. Одна из них была прочитана для местной мусульманской общественности и посвящена современной мусульманской этике и тем проблемам, которые возникают у верующих из-за столкновения традиций и современности.

Его последняя статья в New York Times посвящена оценке настроений мусульман в арабских странах, как в связи с фильмом «Невинность мусульман», так и в связи с политической ситуацией.

«Я убежден в том, что можно быть одновременно и хорошим мусульманином, и хорошим европейцем. Некоторые мусульмане критикуют меня, потому что им кажется, что мой ислам слишком мягок. Некоторые европейцы, наоборот, обвиняют меня в том, что я пытаюсь говорить на двух языках».

«Нельзя желать появления реформированного ислама и обсуждать эту проблему с посольствами Саудовской Аравии и Марокко. Во-вторых, нельзя ждать возникновения ислама, соответствующего времени, и оставаться при этом другом нефтемонархий или других арабских диктаторских режимов без нефти».

О своих взглядах на арабскую весну и на возможную роль ислама в интеллектуальной революции в арабских странах он рассказывает в книге Islam and the Arab Awakening, а его последние исследования изложены в книге The Quest for Meaning: Developing a Philosophy of Pluralism.

Фейсал Абдул Рауф

Фейсал Абдул Рауф проработал больше 20 лет имамом в нью-йоркской мечети. Он основал две некоммерческие организации (ASMA и Cordoba Initiative), основной целью которых является поиск решения проблем, возникающих между мусульманским и западным мирами. Теракты 11 сентября имам осудил как антиисламские и выступил с предложением построить недалеко от места трагедии мусульманский культурный центр, который мог бы стать символом настоящего мусульманства — как единственно возможный ответ экстремистам. Центральными идеями религии у него становятся любовь, сострадание, взаимопомощь, служение Аллаху через служение людям.

«Причиной человеческих страданий и проблем является эгоизм. Нужно избавиться от эгоизма. В присутствии Бога нет места больше чем для одного «Я». Этим «Я» может быть только божественное «Я».

«Сегодня наше послание и наша цель — напоминать. Коран призывает нас всегда напоминать друг другу, всегда помнить о другом, потому что знание истины внутри каждого человека».

«God, Бог — каким бы именем вы его не называли — Аллах, Рама, Ом. С помощью какого бы имени вы не постигали божественное, это и есть место, где находится абсолютное бытие, абсолютные любовь, милосердие и сострадание, абсолютные знание и мудрость, то, что на хинди называют «satchidananda». Языки различаются, но суть одна».

Лекция Фейсала Абдула Рауха на TED.

В книге Moving the Mountain: Beyond Ground Zero to a New Vision of Islam in America имам Рауф рассматривает все те вещи, которые обычно служат причиной непонимания мусульман. Он развенчивает штампы о неприятии мусульманами прав женщин, демократии, либеральных свобод и другие. Комментаторы отмечают, что эта книга может служить источником для изучения взглядов современных западных мусульман.

Шейх Юсуф аль-Карадави

Шейх Юсуф аль-Карадави является одним из идеологов организации «Братья Мусульмане», хотя и дважды отказывался от официальной должности. Он пропагандирует консервативную исламскую традицию, но всегда подчеркивает, что исламский фундаментализм не тождественен терроризму. Шейх публично выступает против любого насилия по отношению к мирным жителям, так как традиционный ислам почитает человеческую жизнь и признает тяжким грехом убийство невинных людей.

Шейх аль-Карадави играет важную роль в мусульманском мире. С одной стороны, он имеет большой авторитет и влияние среди обычных жителей арабских стран благодаря тому, что в своей публичной деятельности он уделяет большое внимание разъяснению норм шариата (свод законов, регламентирующих повседневную жизнь) применительно к сегодняшнему дню. Аудитория его передачи «Шариат и жизнь» на канале Al-Jazeera составляет 60 миллионов человек.

С другой стороны, он оказывает огромное влияние на политические события. Любая его фетва (проповедь), посвященная актуальным событиям, привлекает внимание всех мусульман, и его идеи формируют общественное мнение мусульманского сообщества. Одним из самых ярких таких выступлений был призыв к ливийским солдатам убить Муаммара Каддафи.

Комментируя массовые протесты из-за фильма «Невинность мусульман», Юсуф аль-Карадави призвал мусульман к здравомыслию: «Мы не должны демонстрировать свое возмущение, совершая нападения на посольства. Вместо этого следует рассказывать о величии пророка Мухаммеда».

О домашнем насилии: «Ислам не призывает к побоям, но в определенных обстоятельствах для особенных типов женщин это бывает необходимо».

В книге The Lawful and the Prohibited in Islam аль-Карадави объясняет, что мусульманину делать позволено, а что запрещено, то есть что такое халяль и харам. Несмотря на то что шейх старается ответить на все вопросы, с которыми может столкнуть современный мусульманин, опирается он в первую очередь на священные тексты, написанные сотни лет назад.

Абдолкарим Соруш

Абдолкарим Соруш — один из самых видных мусульманских ученых. Из-за давления со стороны иранских властей был вынужден переехать в США. Соруш занимается исследованиями в области философии науки, философии религии, а также исследует творчество персидского поэта и мыслителя Руми. Его попадание в списки самых влиятельных интеллектуалов и самых влиятельных людей в мире связано не столько с его общественной деятельностью, сколько с его философскими идеями, которые лежат как в основе современных течений либерального ислама, так и в основе современного демократического движения в Иране.

В своем переосмыслении ислама профессор Соруш опирается на философские и эпистемологические основания религии как таковой и ислама в частности. В своих текстах он показывает, какой может быть современная мусульманская религия. Соруш считает, что ислам не представляет из себя цельного законченного учения (это касается любой религии), и его священные тексты не могут иметь никакой одной официальной интерпретации, каждый мусульманин имеет право интерпретировать и переосмыслять их.

«Это было бы государство, которое рассматривает все религии одинаково. Государство, которое не будет давать привилегий приверженцам какой-то определенной религии. Государство, которое будет официально признавать религиозный и политический плюрализм. Государство, которое будет применять закон одним образом ко всем и в своих действиях исходить из того, что все люди имеют равные права».

Самая важная книга Соруша, в которой выражены его основные идеи, касающиеся Ислама: Reason, Freedom, and Democracy in Islam.

Асра Куратулен Номани

Асра Куратулен Номани известна своим журналистским расследованием об убийстве американского журналиста Дэниэла Пирла пакистанскими экстремистами. Сегодня она наиболее известна как общественный деятель и активист мусульманского феминистского движения.

В своей деятельности она выступает за соблюдение прав женщины в мусульманской общине в США и привлекает внимание к таким проблемам, как гендерная сегрегация (женщины не имеют права молиться в одном помещении с мужчинами), принуждение к ранним бракам, домашнее насилие, ограничение женщин в выборе их трудовой деятельности и многим другим проблемам, с которыми сталкиваются мусульманские женщины.

В ноябре 2003 года Номани стала первой женщиной в своей мечети в Западной Вирджинии, потребовавшей дать ей возможность молиться в основном зале мечети, предназначенном только для мужчин. Эта история послужила основой для документального фильма «Мечеть в Моргантауне».

«Мечети устроены как мужской клуб. Я просто хочу, чтобы они относились к женщинам как к людям, не выделяли нам специальный женский угол. Я хочу, чтобы мусульманский мир все-таки вошел в XXI век и не отделял женщин в гетто».

«Я думаю, что мусульмане, обладающие интеллектом, надеждой и любовью в своих сердцах, обязаны идти в мечети и преобразовывать их изнутри. Мы должны взяться за эту машину экстремизма, пытающуюся захватить весь мир».

Книга Standing Alone in Mecca: An American Woman's Struggle for the Soul of Islam рассказывает о проблемах, с которыми сегодня сталкиваются женщины в американской мусульманской общине.