Как и где начинал свою карьеру художник Шефард Фейри, чей плакат с портретом Барака Обамы и слоганом Hope известен во всем мире? Каким образом стикер-арт меняет городское пространство? Можно ли с помощью удачной дизайнерской находки повлиять на гражданское сознание? Об этом в своей статье пишет известный блогер, экономист и маркетолог Мелани Фридрикс.

Cогласно легенде, граффити в современном понимании этого слова появилось во время Второй мировой войны благодаря работнику бостонской верфи по имени Джеймс Килрой. Проверяя очередной корабль, он оставлял на нем метку Kilroy was here, гарантируя тем самым его высокое качество. В современном мире граффити и стрит-арт в целом, пройдя долгий и сложный путь, являются важной частью городской культуры, а работы таких знаменитых авторов, как Бэнкси даже выставляют на аукцион Sotheby’s.

Прогуливаясь по городку Провиденс, столице штата Род-Айленд, стоит повнимательнее приглядеться к дорожным знакам, пыльным углам и ветхим дверям. В этих укромных местечках можно заметить небольшие черно-белые квадраты, похожие на своего рода послания из прошлого. Это стикеры Шепарда Фейри «Гигант владеет толпой». Я замечаю эти старые, уже потускневшие наклейки и неизменно чувствую какое-то волнение, ведь я наткнулась на один из секретов, своего рода наследие и символ города, который мне дорог.

Безусловно, эти стикеры никакой не секрет, а всего лишь подтверждение хорошо известного события в истории искусства. В 1989 году студент школы дизайна Род-Айленда Шефард Фейри напечатал партию таких наклеек и принес их на реализацию в местное скейт-сообщество. Скейтеры без лишнего шума расклеили их по всему городу, предвосхищая появление идентичных картинок во всех уголках планеты. «Гигант» стал распространятся вирусным способом еще до появления мемов и вирусной маркетинговой интернет-стратегии как таковой. Немного упростив зернистый чернильный рисунок, можно вполне представить Великана в качестве одного из персонажей современных рейдж-комиксов.

Второй стикер с Андре Гигантом — это приближенное изображение все того же лица, напечатанное на красном или белом фоне со слоганом «Подчиняйся» (OBEY). Эта работа также была принята сообществом скейтеров, однако вызвала куда больший резонанс и впоследствии стала классикой жанра. Сегодня у марки OBEY есть даже свой магазин, а в Провиденсе по-прежнему много стикеров с портретом Гиганта, и я подозреваю, что их часто обновляют.

Карьера Фейри пошла в гору благодаря этим стикер-акциям, его искусство стало своеобразным товарным знаком Провиденса. Несколько местных компаний взяли на вооружение характерные для рисунка Фейри жирные линии и красно-белую палитру для рекламы своих товаров. Стена здания, в котором располагается некоммерческое арт-пространство AS220, была также украшена граффити Шефарда Фейри, и в глазах многих жителей, в том числе и меня, стала символом города. Хотя далеко не все в Провиденсе знакомы с историей возникновения «Гиганта», я более чем уверена, что почти все высоко ценят искусство Фейри.

То, что работы этого художника проделали путь от контркультуры к мейнстриму, наглядно демонстрируют эволюцию стикер-арта в целом. Для стрит-художников стикеры представляют собой очень удобный инструмент: на их подготовку требуется больше времени в мастерской, но зато, когда дело доходит до собственно нанесения рисунка, временные затраты почти равны нулю.

Когда Шефард Фейри еще был студентом, наклейки часто воспринимались как атрибутика панк-культуры. С их помощью можно было без лишних затрат привлечь внимание или донести некий политический месседж. Теперь же стикеры, как, впрочем, и все другие формы стрит-арта, используются в коммерческих целях. В Провиденсе дорожные знаки обклеены с обеих сторон, правда, 90% наклеек не что иное, как реклама табачных лавок, вегетарианских ресторанов, концертов местных групп и товаров, чья целевая аудитория теоретически может обратить внимание на такого рода печатную продукцию.

IDEO — международная компания, занимающаяся дизайном, к которой нередко обращаются даже национальные правительства с целью решить, казалось бы, неразрешимые проблемы. Так, к примеру, в Перу IDEO пришлось помогать властям Куско вовлечь граждан в процесс решения городских проблем. Дизайнеры раздавали горожанам наклейки с надписью «Почините это!» (Arregla Esto!), которые те должны были прилеплять на все, что казалось им сломанным. Конечно, соблазн выказать гражданское неповиновение был так велик, что очень скоро эти наклейки красовались почти на всем, включая правительственные здания, полицейские машины и двери образовательных учреждений.

Я нахожу, что, в сущности, расклеивать стикеры — это то же, что метить территорию. Если видишь чистый столб, то надо непременно оставить на нем свой знак. Однако это и средство коммуникации тоже, ведь небольшой квадрат в несколько сантиметров может содержать изображение или фразу, которая в свою очередь способна вдохновить кого-то на непосредственное действие или же вызвать чувство сопричастности.