В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Студентка БВШД Марина Новикова провела месяц в Лондоне на летней программе одной из ведущих школ дизайна в мире Central Saint Martins, где научилась методом проб и ошибок самостоятельно находить верное решение.

— Где, чему ты училась, как давно? Как так случилось, что именно здесь?

— Этим летом я училась на трехнедельной летней программе Interior Design, в Central Saint Martins, одной из ведущих школ дизайна в мире. Мне было интересно, чем отличается британская система образования от российской, хотелось разведать все секреты на месте, ну и возможность пожить месяц в Лондоне была не на последнем месте.

— Как выглядел процесс поступления? Была ли возможность получить грант?

— Процесс поступления достаточно прост. Выбираешь программу, оплачиваешь, школа присылает тебе приглашение, которое потребуется для оформления визы. Самое сложное — выбрать программу. Летом CSM организует более ста программ по различным направлениям, от архитектуры до фэшн-дизайна. Только по дизайну интерьера программ около десяти. В итоге я остановилась на курсе Summer Study Abroad — Interior Design. Он длится три недели (в основном летние школы занимают неделю), и его финалом становится проект, который можно использовать в портфолио. Летние программы не подразумевают получение гранта, так что такой возможности не было.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— Я училась сразу в двух российских вузах — МЭИ и БВШД. По первому образованию я магистр электротехники. Первые четыре курса было неплохо, хотя отношения преподаватель-ученик совершенно другие. В CSM от тебя рады услышать твою точку зрения, хотят, чтобы ты методом своих проб и ошибок пришел к верному результату. В российских вузах все построено на усвоении огромного объема материала, теория обособлена от практической стороны дела.

Сейчас я продолжаю учиться в Британской Высшей Школе Дизайна. Там большинство преподавателей ориентированы как раз на то, чтобы познакомить тебя с практическим применением знаний. Хотя, возможно, это связано с тем, что на программы российского образования приходят туда уже с пониманием того, чего не хватает для успешной работы.

— Где ты жила? Снимала или в общежитии? Как условия? Далеко ли до вуза?

— CSM сотрудничает с сетью общежитий. На каникулах общежития большинства вузов сдают комнаты студентам летних программ. Я жила в одном из них — Coughnat Hall. Эдвардианское здание в районе Блумсбери, три этажа, комната на одного, очень просторная. Удобства на этаже. Это не самый комфортный способ проживания, зато самый веселый. Со мной жило много ребят с моего курса из Бразилии, Италии, Испании, Польши.

— Какие бонусы дает статус студента?

— Скидки на столовую и материалы для занятий в здании школы, скидки на временные выставки.

— Над чем ты работала?

— Результатом трех недель работы стал макет общественного пространства, каждый для своего бренда. Моим был Wolford. Сама постановка вопроса очень интересна. Нужно было создать пространство, которое бы выражало основную идею бренда, не только используя отделочные материалы и планировочные решения, но и выбрав некоторую общественную функцию места, исходя из философии бренда. Для Wolford я решила создать площадку для занятий танго. Мысль была в том, что Wolford и танго объединяет любовь к красивым ногам. Моя «площадка для танго» перенеслась в условную Аргентину. Окна-двери с частым переплетом и потрескавшимися стеклами, пол в шашечку. После жаркого дня вечерний ветер приносит прохладу, двери поскрипывают на петлях, одна пара начинает неспешно двигаться в такт музыке.

— Как успехи?

— Хвастаться нехорошо, но я осталась очень довольна результатом. И преподаватели тоже. Кроме того, что модель получилась очень симпатичной, мне удалось передать дух бренда.

— Какой у тебя был самый крутой профессор?

— У меня их было всего двое — Паскаль Ансон и Мишель Эдвардс. Паскаль очень открытый, немного сумасбродный, всегда фонтанировал идеями и тут же применял их на практике. Он очень сильно радовался успехам студентов. А еще Паскаль разработал дизайн самолета для British Airways к Олимпиаде-2012 в Лондоне.

— Как выглядел процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Обучение было очень интенсивным, каждый день был необычным. Вот так выглядел один из моих первых дней обучения. Занятия начались в 10 утра. Мы начали с разговора об архетипах. О вещах, которые в разных странах и культурах выглядят одинаково (например, такие как диван или лампа). Затем нам дали задание на два ближайших дня. Мы должны были сделать комнату в трехмерном пространстве и в реальном масштабе — гостиничный номер — и наполнить ее архетипами. Там должна была быть кровать, тумбочки, окна, в общем, все, что бывает в гостиничных номерах. Но выглядеть они должны были так, чтобы без слов было понятно, что перед нами за объект.

В перерыве мы сходили на ланч. Столовая находится в здании университета, там очень разнообразное меню, в том числе вегетарианские блюда. После вернулись в мастерскую.

Для начала нужно было обклеить стену длиной в шесть метров и высотой в три бумагой. Бумага была ужасно тонкая, нужно было быть очень аккуратными, а я, как самая высокая, около часа провела на стремянке. Затем мы начали расставлять мебель.

Это была отличная возможность поработать в команде. Кроме того, мы научились ставить перед собой амбициозные цели. Потому что сначала мало кто представлял, что из этого всего получиться, но ты просто берешь и делаешь, и выходит совсем не плохо.

Кроме того, за все время обучения мы успели поездить по магазинам, изучая их интерьер, каждый студент провел исследование на свою тему, съездили в магазин для профессиональных создателей макетов. После учебы мы обычно шли в музей или галерею, а потом в паб.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Очень много мыслей, которые останутся со мной надолго, выбрать сложно, попробую сделать список. Пространство (не важно, над чем ты работаешь) должно быть подчинено основной идее. Ты должен очень четко понимать, почему ты сделал именно так, тогда все вместе будет смотреться цельно. В дизайне нет ничего неважного, и нет ничего самого важного. Все одинаково важно. От планировки до выбора дверных ручек.

Если ты потратил на работу 2 часа и понял, что получается плохо, то брось. Лучше начать заново и потратить 4 часа на стоящую идею, чем продолжать идти по неправильному пути и потратить 6 часов впустую. Да, ты можешь использовать для исследований гугл, но вокруг тебя целый мир и множество деталей, которые будут только твоими, если ты обратишь на них внимание.

Когда ты начинаешь работать над интерьером для бренда, задай себе вопрос: если бы этот бренд был материалом, что это был бы за материал? Каким бы был пол? Какими светильники? Каким текстиль? Все, что ты используешь, в проекте должно раскручивать историю бренда.

— Дорого жить и учиться?

— Обучение стоило 1300 фунтов, общежитие на месяц еще 1000. Но я жила в самом центре, мои одногруппники снимали жилье в Кедмене и Вестсайде за половину того, что потратила я. Завтраками нас кормили в общежитии, обед стоил 5–10 фунтов. Если вычесть покупки, то я потратила на еду, транспорт, пабы, клубы и концерты еще около 1000.

— Планируешь вернуться?

— Мое обучение не предполагало другого варианта развития событий. Теперь мне нужно закончить обучение в БВШД и можно планировать следующий курс. Очень хочется поехать поучиться в Нью-Йорк, мне рассказали про отличную школу декораторов — Pratt.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Когда закончу БВШД, хотелось бы устроиться на стажировку в дизайн-студию, затем вплотную заняться собственной практикой. У меня есть вся жизнь, чтобы заниматься любимым делом.