В Московском планетарии проходит выставка «Геометрия космоса», на которой представлены работы художника и архитектора Вячеслава Колейчука. «Теории и практики» подготовили подборку наиболее интересных работ Колейчука, которая демонстрирует весь спектр его интересов — от инженерных открытий до работы в кино.

Светокинетическая композиция «Атом»

1967 год

Парящий атом над площадью Курчатовского института — один из первых проектов Колейчука, созданный им еще в составе группы «Движение». «Атом» стал воплощением исследований художника на тему самонапрягающихся конструкций, которыми он плотно занимался еще будучи студентом МАрХИ. С «Движением» Колейчук разошелся достаточно быстро — уже в 1968 году он создал собственное, под названием «Мир».

«Стоящая нить»

1976 год

Объект представляет собой тянущуюся снизу вверх струну, которая закреплена только с одной стороны. Держаться вертикально и не падать ей помогает система противовесов — гибких стальных лепестков. Для того, чтобы его стальная нить стояла, Колейчук использовал принцип натяжения тетивы в луке. «Стоящая нить» — самая известная из целого ряда работ, где художник экспериментирует с вертикальными конструкциями.

«Путешествие квадратика»

2007 год

Вместе со своей дочерью Анной, Колейчук в 1998 году придумал и основал «Тотальный театр». В 2011 году на международной выставке сценографии «Пражская квадриеннале» они представляли Российский павильон. В репертуаре театра — спектакли «Два Кандинских», «Птицы сна» и «Путешествие квадратика». За последний Колейчуки были номинированы на театральную премию «Золотая маска». «Тотальный театр» — образец интерактивного искусства: его спектакли создаются с применением световой и цветовой режиссуры, а в качестве одного из изобразительных средств используется компьютерная графика.

«Невозможный объект»

1971 год

Носящий столь скромное название, объект, созданный Колейчуком, под определенным углом зрения действительно опровергает законы геометрии. Еще в 60-е годы математик из Великобритании Роджер Пенроуз опубликовал рисунок, на котором был изображен треугольник с тремя прямыми углами. Колейчук, несколько лет спустя, сделал его физическую модель. У Колейчука есть целая серия «невозможных объектов» — это как различные вариации на тему все того же пенроузовского треугольника, так и оригинальные идеи вроде куба-трансформобиля, который можно превратить в треугольник.

«Три стакана»,

1996 год

Работа выполнена в технике штриховой стереографии — когда на стальную поверхность наносится множество насечек. Падающий на эту гравированную поверхность свет создает оптическую иллюзию объемного объекта. Чтобы окончательно смутить зрителя, Колейчук на эту же поверхность ставит настоящий граненый стакан. Пользуясь тем же самым приемом, в работе «Стереобалка» (1993 год) художнику удается, например, выдать плоский лист алюминия за огромную объемную стальную балку.

«Куб в осеннем пейзаже»

1984 год

Самоколлажем Колейчук стал заниматься в 70-е годы. По его задумке, чтобы получить новое изображение, не обязательно обращаться к чему-то за его пределами. Достаточно выделить из него какой-нибудь элемент, вырезать и перенести с одного места на другое. Художник использует разнообразные геометрические формы для вырезания этих элементов — от простых кругов до множащихся многомерных кубов, как на коллаже «Куб в осеннем пейзаже». Колейчуку интересно взаимодействие между естественными природными пейзажами и умышленными геометрическими фигурами.

«Гравицапа»

1985 год

Гравицапа, как и многие другие предметы вымышленного мира кинокартины «Кин-дза-дза», придумана Колейчуком. Все, что режиссер фильма Георгий Данелия дал художнику в качестве технического задания — 20 с лишним фантастических слов, которые послужили названиями предметов. Вместо хайтек-дизайна Колейчук остановил свой выбор на ржавчине. По его воспоминаниям, он понял, что это как нельзя лучше подходит для атмосферы планеты, где в пустынном климате металл очень быстро окисляется и приобретает рыжеватый цвет.

MARKDOWN ERROR: Пожалуйста, убедитесь что вы не допустили ошибок в разметки страницы