Как ученые собираются расшифровать древнейшую письменность, зачем динозаврам нужны были перья и каким образом бактерии могут служить электропроводниками — «Теории и практики» публикуют обзор последних научных открытий.

Пернатые динозавры

© Антон Горбунов

Друг палеонтолога из Королевского Тиррелловского палеонтологического музея Франсуа Терриена обнаружил в окрестностях городка Драмхеллер в Канаде останки небольшого динозавра. Этот район по праву называется «Долиной динозавров», здесь уже было найдено около 40 разных видов этих древних рептилий.

Когда ученый прибыл на место, то увидел рядом со скелетом динозавра множество филаментов, напоминающих перья. Позже там были обнаружены останки еще двух взрослых особей. У одного из взрослых ящеров ученые обнаружили зачатки крыльев на передних конечностях, которых не было у молодого динозавра.

Поскольку представители вида Ornithomimus весили около 150 килограммов и не могли летать, ученые предполагают, что крылья с пестрым оперением могли использоваться взрослыми мужскими особями для привлечения самок, как хвост у павлина. И лишь гораздо позже мелкие потомки крылатых динозавров научились использовать это приобретение сначала для планирования, а затем для полета.

Мышиные серенады

Биологи из Университета Дьюка в США установили, что мыши обладают музыкальной памятью, а также способны петь дуэтом и заучивать мелодии, которые они постоянно слышат. Такие способности были выявлены у 12 пар грызунов, которые участвовали в эксперименте.

Ученые поселили вместе двух самцов с голосами разной высоты и на протяжении двух месяцев наблюдали, как мыши постепенно подстраивались друг к другу, до тех пор пока не начали звучать в унисон. Ранее было установлено, что такое пение грызуны используют для того, чтоб произвести впечатление на самку. Когда в клетке с двумя подопытными появлялась дама, то самец со слабым голосом старался подражать сильному, чтобы выступить перед самкой не хуже своего соперника.

Подобные мышиные серенады лежат в диапазоне от 50 Гц и 100 кГц, что находится за пределами восприятия человеческого слуха. До этого эксперимента считалось, что мыши не способны осознанно менять высоту и последовательность издаваемых звуков. Такой навык называется вокальным научением и встречается в природе довольно редко. Способность управлять своим голосом наблюдается у некоторых птиц, например, попугаев и скворцов, а также у дельфинов, китов, тюленей, слонов и летучих мышей.

О вреде курения

Среди женщин, курящих в среднем возрасте, смертность в три раза выше, чем среди некурящих. Кроме того, злоупотребление никотином в среднем сокращает продолжительность жизни на 10 лет. Недавно, после обследования 1,3 миллиона женщин в США и Великобритании, ученые выяснили, что если курильщице удается избавиться от вредной привычки до 40 лет, то риск смерти от заболеваний, связанных с курением, снижается на 90%, а если удастся отказаться от табака до 35 лет, то на 97%.

В эксперименте принимали участие женщины, рожденные в 40-х годах и начавшие курить в 60-х годах в основном под влиянием моды. По данным Всемирной организации здравоохранения около 200 миллионов из миллиарда курильщиков на Земле женщины. Примерно 1,5 миллиона из них каждый год умирают от болезней так или иначе связанных с курением.

Разгадка письменности

Ученые близки к разгадке древнейшей нерасшифрованной системы письменности. В этом им должны специальная технология разработанная в Оксфордском университете. Исследуемые образцы письма принадлежат к Протоэламской цивилизации и датируются 3200–3000 годами до нашей эры. Найдены они были на территории Месопотамии, предположительно из них берет свои корни иранская письменность. Знаки 5000-летней давности, высеченные на глиняных табличках, никак не поддавались расшифровке, однако ученые уверены, что современные технологии способны взломать код, который лежит в основе понимания древней письменности.

В специально сконструированной установке, представляющей собой купол с 76 лампами, ученые могут поместить фрагмент глиняной таблички с надписью и управлять освещением таким образом, чтобы видеть все новые и новые детали письма и делать высококачественные фотографии. Это должно упростить систематизацию и осмысление знаков и в перспективе дать ключ к их пониманию. Доктор Даль, много лет занимающийся расшифровкой этого древнего письма, рассказывает, что ранее протоэламские тексты считались основанными на символах, то есть каждому понятию соответствовал свой знак. Однако новые исследования дают основания предположить, что они использовали слоги. Лувр предоставил ученым доступ к 1100 протоэламским табличкам из своей коллекции, половина из которых теперь доступна на сайте Cuneiform Digital Library Initiative.

Электрические бактерии

Датские исследователи из Орхусского университета обнаружили неизвестную до сих пор форму жизни — микроорганизмы, которые способны служить электропроводниками. Вместе с учеными из университета Южной Калифорнии они нашли в донных отложениях в орхусском порту мириады бактерий, которые живут в иле и функционируют как электрокабели.

Электроток в биопроцессах на морском дне ученые обнаружили несколько лет назад, им даже удалось его измерить, но объяснить его происхождение тогда не получилось. Позже они заметили, что в местах замера электротока всегда присутствуют многоклеточные нитчатые бактерии. Это натолкнуло ученых на мысль, что эти микроорганизмы могут служить передатчиками электроэнергии.

«Каждая такая бактерия длиной в несколько сантиметров, но диаметром лишь в тысячные доли миллиметра переносит электроток из одной точки в другую, — сообщил профессор Орхусского университета Ларс Петер Нильсен. — На квадратном метре морского дна, где они находятся, насчитываются многие тысячи километров такого электрокабеля». Это большая единая структура и бактерии не теряют связи даже на большом расстоянии. «Мы нашли эти бактерии в Орхусе, но, очевидно, их много повсюду на морском дне, — отметил Нильсен. — Это кажется фантастикой, однако это реальность».