«Спасибо отцам интернета и компьютерной революции — вокруг нас море информации, и вся она валится на нас бесконтрольно», — так подумали создатели сайта Qwiki. Подумали, сделали «службу доставки информации» и выиграли конкурс стартапов Tech Crunch Disrupt.

Идея — сделать сайт, который будет предоставлять информацию по-человечески, в буквальном смысле этого слова. То есть, пользователь пойдет искать и получит рассказ о нужном ему объекте. Не кусок текста, не подборку интервью или картинок, а историю о Меган Фокс. Как будто у друга спрашиваешь, который с Меган вместе собаку выгуливает.

У проекта, конечно, есть миф Рождества. Все началось, когда Даг Имбрюс, основатель Qwiki, собрался в Буэнос-Айрес, полез в Google и нашел кучу страниц, и ни одна не вызвала отклик в его требующей приключений душе. И он подумал: «Надо добавить жизни в эти байты». Спасибо массовому распространению цифровых технологий и интернету — мы живем с переизбытком информации. Теперь весь этот излишек, все эти миллиарды букв и картинок, надо переколпаковать — подать удобно и с душой. Ощущение должно быть такое же, как от вечера в компании друга, только что вернувшегося из Буэнос-Айреса, с фотографиями.

По сути, это википедия, на которой нет статей — есть ролики, разложенные по простому рубрикатору: там Чудеса природы, Актеры, Монументы, Художники, Города и Популярные темы, которые, видимо, развалятся со временем на какие-нибудь еще разделы. В ролике меняются картинки и приятный женский робот рассказывает о том, что Тициан прожил аж 91 год и что он за это время успел.

Но это все картинка, а вообще-то Qwiki решил переизобрести механизм поиска, усовершенстовать его. Робот Qwiki ищет не просто слово — он ищет историю о запрашиваемом объекте и выдает ее в виде презентации. То есть, просишь Qwiki найти Меган Фокс, и робот выдает тебе короткий ролик с подборкой картинок в хронологическом порядке, сопроводительным текстом о Меган, о том, в каких фильмах она вот-вот снимется и уже снялась, рассказывает историю ее татуировки на предплечье. Потом еще сверяется с Google maps — глядь, а она и правда выгуливает собаку с твоим другом. Поиск по смыслу, а не по контексту, объемный как будто.

Это в идеале, конечно. А пока у Qwiki есть три миллиона перзентаций на всякие энциклопедические темы, слишком простые и слишком поверхностные. О стартапе уже написали Observer, Newsweek и все гик-блоги. Все в восторге от подачи, но если Qwiki использовать по делу, то пригодится она журналистам, чтобы вставить в текст короткую справку об объекте. И пятиклассникам, чтобы готовить доклады по географии. Это мощная база профайлов — все обо всем и коротко, но деталей и полноты информации от них ждать не приходится. Хотя с доставкой правда все хорошо: курьер Qwiki принесет горячую пиццу, забежит по дороге за пивом, еще и спляшет, но все равно без души.