Арт-резиденции в России существовали еще в XIX веке: по сути своей это тот же художественный поленовский кружок в Абрамцеве. На смену усадьбам пришли фермы и сквоты, на смену меценатам — краудфандинг или гранты, на смену академическим живописцам — молодые художники, собирающие инсталляции из чего угодно и что угодно превращающие в искусство. T&P нашли самые интересные арт-резиденции Москвы и Петербурга.

«АрхФерма»

Деревня «Нечаевские выселки», Тульская область

Вопреки модному увлечению всякого рода эко-плантанциями, на «АрхФерме» больше интересуются выращиванием продуктов культурных. Впрочем, «органическая» философия в принципах организаторов все равно присутствует: считается, что помимо чисто технических условий для самовыражения резидентам необходим контакт с природой, свежий воздух и запах сена. От художника, в свою очередь, требуется бережное отношение ко всему вышеперечисленному.

Иван Овчинников, координатор проекта

«Сначала «АрхФерма» задумывалась как постоянная площадка для фестиваля «Города», но когда нашлась территория в парке Брега, стало понятно, что ограничиваться только архитектурными фестивалями не стоит — теперь это площадка, открытая для всех творческих начинаний.

Я искал место много лет, объездил всю страну, посмотрел аналоги в Европе и чуть не купил заброшенную деревню на берегу Галичского озера. В итоге нашлись удивительные люди, которые заинтересованы в творческом развитии территории, и сейчас вместе с ними мы развиваем «АрхФерму». Чтобы устроить здесь выставку, нужно всего лишь сделать саму выставку. Все некоммерческие проекты у нас проходят бесплатно».

Андрей Прахов, художник, проводит выставку на «АрхФерме»

«Это целая заброшенная ферма, тут есть отдельное помещение, обшитое деревом, есть комнаты, столовая, а главное — есть зал с кирпичными стенами. Это очень хорошо для экспозиции: зрителей ничего не отвлекает. Мне очень понравилось. И здорово, что на природе. И ехать недалеко. Вообще шикарно».

«Сквот Непокоренных»

Санкт-Петербург, проспект Непокоренных, 17/4

Это место находится на техническом этаже бывшего ракетного завода. Хозяин здания, не лишенный чувства прекрасного, когда-то решил отдать помещение под нужды молодых артистов. Сейчас в «Сквоте» работает 7 художников, обосновавшихся там еще пять лет назад. Несколько мастерских ротируются между теми, кто приезжает в Петербург из Москвы или Европы.

Анастасия Скворцова, координатор проекта

«Сквот» придумали двое художников и девушка-куратор в 2007 году. Они просто путешествовали по Европе и видели, как могут объединяться молодые художники и что из этого получается. Все они заканчивали учебу, так стоял вопрос о том, где работать, чтобы при этом можно было собираться вместе. Так и появилось это пространство.

Если вы хотите у нас поработать, вам просто нужно позвонить кому-то из нас, приехать, осмотреться — и если у нас есть мастерская, то почему бы и нет? В конечном счете все зависит от того, что собирается делать художник и насколько это идеологически и художественно перекликается с тем, что делается в «Сквоте». Мы хотим, чтобы к нам почаще приезжали».

Иван Плющ, художник

«У нас очень хорошее пространство, которое много чего позволяет. Я один из немногих в студии, кто занимается скульптурой, инсталляциями, объектами. Для меня важно, что помимо небольшой мастерской есть еще много помещений, где я могу делать что-то большого размера. Снимать 200–300 квадратных метров мастерской довольно дорого, а тут у меня есть своя территория».

Творческая усадьба FreeLabs

Москва, Милютинский переулок, 19

Эта усадьба XIX века была облюбована компанией друзей, у одного из которых очень кстати оказалась лицензия на реставрационную деятельность. Пока что переделка здания только в проекте, зато творческий запал уже приносит первые плоды: усадьбу успели облюбовать Ольга Арефьева, аргентинец Максимилиано Парадисо и еще несколько десятков артистов, занимающихся музыкой, современным танцем, йогой и живописью.

Анастасия Луна, куратор проектов

«Наш идейный вдохновитель — рестовратор Илья Теплов. Пока мы просто проводим лекции, концерты, выставки и всяческие другие мероприятия. Попросить об участии в усадьбе с собственным проектом может любой желающий, но мы каждое предложение рассматриваем отдельно».

Анна Бену, культуролог, провела в усадьбе концерт «Дыхание музыки Древнего Египта»

«Я в восторге от этой усадьбы, только что приехала оттуда. У меня там был концерт и видеосъемка, мы там снимали программу. Мне очень нравится зал, очень нравятся люди, они очень креативные, добрые, открытые. Все располагает к общению и творчеству. Планирую ли вернуться? Я планирую сотрудничать с ними постоянно».

Творческая усадьба «Гуслица»

Московская область, Орехово-зуевский район, Ильинский погост

История «Гуслицы» похожа на появление «Непокоренных»: здание нынешней арт-резиденции раньше было фабрикой, которую нынешние собственники решили отдать на нужды искусства. Пространство арт-резиденции впечатляет: 1000 квадратных метров, которые щедро покромсали на огромные помещения. Помимо устроенного организаторами хостела на 50 мест, здесь можно разместить еще примерно столько же постояльцев — правда с чуть меньшим комфортом. Кроме того, если позволяет погода, неподалеку можно устроить палаточный лагерь.

Надежда Афонина, координатор проекта

«У нас есть большие мастерские, огромные выставочные залы, продакшн, оборудование. Наша главная цель — сделать так, чтобы люди могли общаться, учиться и делать что-то друг для друга. Участвовать может кто угодно, для резидентов есть разные варианты. Есть грантовый вариант: мы готовы предоставлять бесплатное жилье и питание, если художник, по нашему мнению, кажется перспективным, и у него нет других грантов (по крайней мере, иностранные резиденты всегда имеют поддержку от правительства). При этом варианте мы бы хотели, чтобы он сделал что-то для «Гуслицы» (например, разрисовал стену). Еще есть вариант, когда человек может просто приехать в нашу арт-резиденцию, пожить-позаниматься своими проектами, за небольшие деньги взять мастерскую. В любом случае мы всегда готовы оговаривать условия индивидуально».

Тимофей Караффа-Корбут, художник

«Мне здесь прекрасно. Мы сейчас как раз обсуждаем дальнейшие творческие планы, чудесно попиваем чай с лимоном. Я здесь давно, вот этим летом жил три месяца, а первый десант был еще год назад. Я создал когда-то свою арт-резиденцию в Хохловском переулке, там был театр, им руководил Михаил Хум. Он меня и пригласил как художника в арт-резиденцию. Я приехал, мне выделили мастерскую. Недавно мы здесь выставку сделали, «Арт-погост»: участвовали Андрей Бартенев, Олег Кулик, Арсений Жиляев, молодые авторы. Это огромная выставка, на 2000 метров».

Пушкинская, 10

Санкт-Петербург, Пушкинская ул., 10

«Пушкинская, 10» началась в 1989 году. Концепция арт-центра принадлежит независимым художникам Евгению Орлову, Юрию Рыбакову и Сергею Ковальскому, решившим превратить пустующий дом на Пушкинской улице в свободное творческое пространство. С тех пор тут успели открыться галереи, концертные площадки, клубы, Музей Нонконформистского Искусства, а саму резиденцию заселили порядка 40 художников и музыкантов, которым предоставляется жилое и рабочее пространство, оборудованное всем необходимым как для творчества, так и для вполне земной жизни.

Анастасия Пацей, куратор

«Мы ждем художников и группы авторов, представителей всех направлений современного искусства. Главное условие для участников — наличие идеи интересного проекта и желание работать в новом для них культурном пространстве.

Наша выставочная политика очень демократична. Мы считаем, что право на творчество имеет каждый человек, вне зависимости от образования и возраста. В арт-центр приходит очень много начинающих художников, в том числе и фотографов. Для некоторых из них «Пушкинская, 10» становится первой в творческой карьере выставочной площадкой».

Ольга Доспехова, художник

«Это моя первая резиденция, мне сравнить особенно не с чем, но все впечатления очень позитивные. Я уезжала на два года учиться во Францию, и «Пушкинской» понравился мой проект, мой взгляд, поэтому меня взяли. Я провела там две недели, потом заканчивала проект удаленно.

Главное в арт-резиденции — это собственно пространство. И для художника смысл такой практики — в смене пространства, это дает новые толчки, отвлекает от остального. Еще один плюс — постоянное общение с куратором».