По горячим следам Хэллоуина, в подарок всем новоиспеченным ведьмам и Джокерам, американские социологи Кристофер Бадер и Карсон Менкен выпустили книжку «Паранормальная Америка». Написана она на основе данных двух общенациональных исследований суеверий, которые Менкен и Бадер совместно провели.

Они говорят, что на книжку их сподвигло засилие на ТВ передач вроде «Необъяснимые загадки» и «Битва экстрасенсов» — ведь их популярность должна о чем-то говорить. Распространенность суеверий в обществе статистически оценить практически невозможно — у каждого респондента свои представления о том, что считать предрассудком, а что — истиной. Зато они обнаружили некоторые суеверные предпочтения среди различных демографических групп. Так, в привидения больше всех верят женщины, в инопланетян — неженатые белые мужчины, а выпускники колледжей чаще других переживают внетелесный опыт. Но наиболее удивительное поведение демонстрируют охотники за снежным человеком — зная, что друзья считают их чокнутыми, они проявляют нарочитую профессиональную серьезность.

«Они не пытаются объяснить этот безумный мир, как другие, — говорит Бадер, — они просто пытаются доказать и себе, и миру, что они не психи и действительно видели эту гигантскую обезьяну».

Вообще суеверия давно являются предметом пристального внимания психологов и социологов, и в первую очередь, их отличия и сходства с религией. Действительно, в чем разница между нательным крестиком и пятаком под пяткой? Между плевком через левое плечо и вечерней молитвой? Социолог-классик Эмиль Дюркгейм высказал мнение, что разница между ними — в их социальной функции. Если религия основана на общине верующих, которую она интегрирует и которой придает смысл существования, то магия и суеверия носят характер вредный и индивидуалистический. Действительно, обычно мы ходим к гадалкам поодиночке и не наводим порчу всем миром — но как тогда быть с сектами и охотниками за йети, которые тоже давно объединились в группы?

Бихевиоризм – направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы.

Что касается психологических экспериментов на тему суеверий, то, наверное, самым известным является опыт бихевиориста Берреса Скиннера над голубями. В течение долгого времени Скиннер держал голубей в закрытых ящиках и приучил их к тому, что кормушка с едой открывалась после стука клювом по светящемуся диску. Затем, когда он решил, что инстинкт достаточно укрепился, он запрограммировал коробку, чтобы давать корм голодным птицам наугад, вне зависимости от их действий. И ушел домой, а голуби начали заниматься своими обычными делами. Когда он вернулся, он увидел, что птицы ведут себя очень странно — один голубь ритмично качал головой против определенного угла коробки, другой крутился в клетке против часовой стрелки, третий постоянно чистил перья. Буквально все птицы развили новый ритуал, который стал ассоциироваться в их мозгу с подачей корма. Ученые, которые приводят в пример этот опыт, считают, что разница между суевериями и религией в том, что первые достались нам от животных предков и являются модифицированными инстинктами, в то время как религия с ее высокой социальной организацией требовала развития индивидуального и общественного сознания.

Религия — штука социальная, а суеверия индивидуальная. Поэтому каждый человек может приобрести индивидуальное суеверие вроде «счастливого» свитера, но ни муравьи, ни голуби не могут начать верить в бога.