Идея создать междисциплинарный научный лекторий «Контекст» появилась в Петербурге: темы выступлений спикеров здесь так или иначе связаны с проблемами принятия решений, мотивациями, управлением ресурсами, рисками, людьми и идеями. «Теории и практики» поговорили с научным руководителем проекта и выбрали самые интересные лекции последнего времени.

Оксана Жиронкина, научный руководитель лектория «Контекст»

«Основная идея лектория — в том, чтобы соединить миры науки и бизнеса, поскольку у нас в стране они существуют в каком-то смысле параллельно.

Идею поддержал владелец коммуникационного агентства «Зеро» Сергей Ушан. Для агентства проект естественным образом стал продолжением его коммуникативных практик (раньше на базе агентства существовал киноклуб, который к тому времени стал неинтересен агентству и практически закрылся).

Сейчас в команде лектория вместе со мной — Катя и Макс Розеноер. Катя — профессиональный журналист (в прошлом — шеф редактор интеллектуального шоу для школьников «Игра ума» на 5 канале), Макс — профессиональный айтишник, выпускник MIT. Систематически обсуждаем планы клуба с нашим попечителем совладельцем и гендиректором компании Concept Group Леонидом Хаником.

Наша аудитория включает более 200 экспертов — это ученые, топ-менеджеры и владельцы компаний. Более 2500 в базе данных нашего сайта — это разные специалисты, 70% — из бизнеса, 15-20% — из науки, также инженеры, журналисты и другие.

Ученые не хотят заниматься прикладными исследованиями, потому что это не приносит никакой славы, не приумножает их символический капитал. Ну, а бизнесмены не готовы тратить деньги на настоящие исследования. Как правило, это ограничивается каким-то консалтингом. У нас нет институций, которые бы поддерживали этот взаимный интерес.

«Контекст» может и должен перейти от коммуникационного мостика и площадки к реальным кросс-профессиональным проектам. К нам не раз обращались с просьбой посоветовать и пригласить экспертов, помочь в проведении или организации мероприятий, интересовались нашим репутационным ресурсом и информационными возможностями.

В силу того, что я давно в академической среде и продолжаю заниматься наукой, а с другой стороны — занимаюсь менеджментом и общаюсь с людьми из внеакадемической среды, мне этот разрыв виден. Поэтому давно хотелось это сделать. Но для того, чтобы это случилось, нужна была площадка, где бы эти люди могли встречаться и находить общий язык. Вот, собственно, то, что стоит за самой идеей.

Понятно, что одному такой проект не реализовать — соответственно, меня поддержали наши партнеры, исполнители целого ряда наших заказов — от Европейского университета, где я когда-то работала, до дизайн-студии «Зеро» (точнее, они себя позиционируют как коммуникационное агентство, для таких организаций это обычная практика — на своей территории проводить какие-то мероприятия, тем самым способствовать поиску новых клиентов).

Мы ориентировались изначально на антропологию и социологию — взгляните на список наших экспертов: Соколов, Омельченко, Гавра (социологи), Капелюшников, Савулькин (экономисты), Секацкий — философ, Богданов — филолог, антрополог. У нас есть интерес к тем, кто может говорить доступно и поворачивать свои академические интересы в сторону практики. К сожалению, не все, кто нам интересен, соглашаются и вообще могут говорить доступно и интересно, поэтому это существенный критерий. У нас в стране до сих пор не учат писать и говорить доступно. Если я знаю, что биолог Олег Тиходеев может рассказать о вещах, которые могут иметь отношение к поведению человека (в том числе бизнесмена или человека, который может быть мотивирован зарабатыванием денег), мы его приглашаем».

Кто и о чем рассказывает в «Контексте»

Лектор: американский ученый, философ, журналист, писатель и критик. Выпускник Принстонского, Йельского и Колумбийского университетов. Один из финалистов Пулитцеровской премии (2005), обладатель Эйзенхауэровской премии.

В этой лекции Романо вслух размышляет о том, что есть корпорация, можно ли ее сравнить с человеком, есть ли у нее в этой связи те же права, что и у человека, а главное — каковы моральные принципы и обязанности человека, являющегося частью корпорации. Существует ли понятие морального долга применительно к корпорации, что такое на самом деле бизнес-этика и есть ли у предпринимателя право быть жадным — понять все это можно, почитав Макиавелли, Адама Смита и еще пару десятков философов и экономистов.

Лектор: кандидат биологических наук, заместитель директора и профессор Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; профессор Факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.

В этом выступлении речь заходит о доверии как о некоей основополагающей связующей субстанции, с помощью которой становятся возможны не только общение в целом, но и прежде всего бизнес-отношения. Приводя в пример исследования Роберта Патнэма, занимавшегося динамикой развития локальных клубов, Александров пытается понять, есть ли возможность создания в современной России клубов-генераторов доверия, не считая бани и кабака.

Александр Аузан

«Институциональные блокировки в трансформационных экономиках и возможности их преодоления»

Лектор: доктор экономических наук, профессор, заведующий Кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ, и.о. декана экономического факультета МГУ.

Лекция, прочитанная Аузаном еще в 2009 году, актуальности не теряет. Взяв за отправную точку кризис, случившийся в России, Аузан пытается объяснить, можно ли уже диагностировать застой в молодой капиталистической России, исходя из того, что за последние двадцать лет многие не учуяли изменений? Помимо вечно депрессивных графиков, из лекции можно вынести еще и крайне позитивную мысль: страны одной культуры могут показывать совершенно разные экономические динамики. Доказано Китаем.