Французский лекторий — ежегодный цикл публичных лекций с представителями ведущих институций в сфере современного искусства, дизайна и архитектуры Франции. В конце 2012 года Центр современной культуры «Гараж» организовал четыре лекции, на которых ведущие французские архитекторы рассказали о жилых пространствах в мегаполисах, использовании «невозможных» приемов в строительстве зданий, ландшафте города и применении формы в качестве инструмента. T&P встретились с каждым спикером лектория, чтобы расспросить их о том, каким должно быть архитектурное образовании и почему начинающему архитектору нужно много путешествовать и изучать философию.

Анна-Франсуаза Жюмо

Архитектор французского бюро Peripheriques

Я преподаю студентам второго курса в архитектурной школе в Версале уже 3 года. Чего я бы хотела, так это чтобы в магистерской программе студентов больше учили реальности — часто они занимаются очень абстрактными вещами и делают абстрактные проекты, которые сложно применить в жизни. Считаю, что ничего не должно ограничивать творчество студентов, их идеи и эксперименты, но одновременно с этим нужно показывать и реальное положение вещей. Ведь заказчики ждут от нас проектов, которые можно реализовать. Когда взаимодействуешь с клиентом, работаешь совсем по-другому, и вопросы ставятся по-другому. Студентов нужно учить вести диалог с клиентом, и в этом смысле нужно вообще учить их борьбе. Мне кажется, что выпускникам и молодым архитекторам часто не хватает этой борьбы — они находят чужие запросы удовлетворительными.

Возможно, это прозвучит банально, но студентам нужно много читать — это позволяет быть в курсе современных архитектурных построек, их качества и материала. Во-вторых, есть места, где происходят важные архитектурные события, и их стоит посещать. В Париже, например, есть несколько важных мест с точки зрения современной архитектуры. Кластер Cite de l’architecture — это место, где занимаются современной архитектурой, интервенциями в пространстве. Во Французском институте архитектуры (IFA) тоже говорят о современной архитектуре и всех актуальных ее направлениях. Программы публичных лекций есть во всех институциях.

Еще одно очень интересное место — Павильон «Арсенал» (Pavillon de l’Arsenal), с которым так или иначе связана вся архитектура в Париже и Иль-де-Франс. Есть также Maison de l’architecture de Paris — они тоже делают очень интересные события и проекты. Есть еще одно очень важное место, в Бордо (Arc en reve, Festival Agora) — там собрались очень активные люди в распространении современной архитектуры. Мы с ними организовывали несколько выставок. Они же делают фестиваль Агора — архитектурную биеннале в Бордо.

Что касается книг, я порекомендовала бы любую периодику, нашу собственную в том числе. В журнале Annuel d’Оptimiste d’architecture (2007-2012) мы каждый раз делаем обзор около 60 зданий — это задает хорошую панораму, показывает их снаружи и внутри. Мы придумали этот журнал, когда у нас был творческий кризис. Я думаю, что команда — это очень важно, очень важно во время кризиса не оставаться одному. Важно с кем-то делиться своими идеями, словами, опытом, чувствовать поддержку другого. И потом, я считаю, что кризис в творчестве — это такое подведение черты. То есть, с одной стороны, это остановка в продуктивной работе, но с другой стороны, это возможность подумать.

Доминик Жакоб

Архитектор французского бюро Jakob+Macfarlane

Я думаю, что главное в преподавании — стараться избежать догматизма. В конце концов, архитектор, как и дизайнер, как и модельер, как и тот, кто занимается театром и литературой, должен иметь индивидуальный подход. Но я часто вижу, что всем стремятся привить один и тот же взгляд на одни и те же вещи, и я вижу, как это дурно сказывается на творческом потенциале учеников. Я думаю, что образование должно преследовать две цели: передать ученикам все необходимые знания в технике, философии, истории, но в то же время стараться не вести их одним и тем же путем в творчестве. Французские школы слишком догматичны. Британские архитектурные школы гораздо более креативны, но нужно тоже принимать во внимание, какое место в образовании должно занимать воспитание этой креативности. Британские выпускники невероятно продуктивны в плане идей, но когда они начинают работать, им не хватает базовых знаний. Я думаю, для студентов очень важно не так сильно привязываться к своей школе и много путешествовать, стажироваться в разных школах и агентствах — это возможность получить представление о сосуществовании разных точек зрения.

Что касается самостоятельного обучения, я думаю, что в любом предмете очень важно уделять внимание истории, чтобы лучше понимать суть: как происходили разные события, как они менялись и почему. Не нужно забывать об истории архитектуры. Невозможно заниматься современной архитектурой, не зная прошлого, нельзя понять современную архитектуру, не понимая великих архитекторов прошлого. Я обожаю книгу «Архитектура ХХ века», она совершенно замечательная, и я советовал бы всем обращаться к ней время от времени. Ну и, конечно же, нужно обязательно посмотреть самому все великие архитектурные места — Римский Пантеон, пирамиды, Сан-Шапель, стамбульские соборы, виллу Роншар Корбюзье и остальные его работы. Корбюзье очень важен для архитектурного образования. Нужно посмотреть музей Гугенхейма в Нью-Йорке, который придумал Райт, его же «виллу на каскаде». Лос-Анжелес — это замечательный город, это лаборатория архитектуры ХХ века, там строили Нейтра, Шиндлер, если бы я выбирал город, чтобы порекомендовать студентам для архитектурного путешествия, я бы отправила их туда — там есть все начало ХХ века и современная архитектура: Гэри, Морфозис. И, конечно же, нужно посмотреть Миса ван дер Роэ, который построил очень хороший павильон в Барселоне. Список — бесконечный, но я думаю, что увидев эти примеры, учащиеся уже будут хорошо вооружены.

Что касается архитектурных школ, где можно продолжить обучение, в первую очередь я подумал о Sci-arc в Лос-Анжелесе, созданной Эриком Оуэном Моссом. Ей уже 30 лет, в этой школе совершенно замечательные инициативы, там происходит все самое новое и интересное. У школы всегда были отличные директора и перспективные выпускники, и там действительно много работают, студенты спят в мезонине, просыпаются и начинают работать снова. Есть еще АА и Бартлетт, две фантастические школы. Есть и хорошие американские школы, но они очень дорогие. Еще мне очень нравится инициатива МАРШ, и я думаю, что у этой школы хорошие перспективы.

Изабель Ив

Архитектор французского бюро Herault Arnod Architectes

Сегодня архитектуру примерно одинаково преподают везде, но, конечно же, со своими нюансами. Мне посчастливилось посмотреть разные учебные заведения в разных странах: есть страны, где акцент скорее технический, на конструктивной стороне, например, в Латинской Америке дела обстоят так. Во Франции же архитектурное образование намного более политическое и философское. Сам процесс образования устроен довольно сложно, студентов учат разным смежным дисциплинам, например, социологии. В результате французское образование получается довольно общим, и технической стороне образования уделяют недостаточно внимания. В Испании и в Швейцарии, например, ситуация противоположная.

Мне нравится Французский междисциплинарный подход, я думаю, что архитектура обязательно должна учитывать науки об обществе, плохо, что из-за этого страдает техническая сторона образования. Я думаю, что такая расстановка акцентов в образовании — это наследие школы изящных искусств. Раньше архитектуру преподавали в школах изящных искусств, и структура образования в области искусства оказала бесспорное влияние на то, как сегодня учат архитекторов. Архитектура во Франции по-прежнему считается искусством, и это отражается в некоторых практических вопросах организации образования в этой области. В частности, это касается выделения бюджетных денег: на технические профессии их выделяют больше.

Жиль Клемен. Озеленение квартала

Жиль Клемен. Озеленение квартала

Когда заканчиваешь архитектурную школу, рано считать себя архитектором. Говорят, нужно проработать 10 лет, чтобы освоиться в профессии. Я думаю, что самым главным в дальнейшем образовании для архитектора будет работа — в архитектурных бюро или на самого себя. Конечно, нужно читать и стараться увидеть побольше вещей. Я бы сказала, что архитектура сейчас очень зависима от интернет-сайтов, от архитектурной жизни, как, впрочем, и жизни в целом. Я думаю, что нужно следить за всеми направлениями в искусстве, чтобы питать ими архитектуру. Для молодого архитектора очень важно путешествовать, особенно в такие страны, которые сильно отличаются от наших: Япония, Вьетнам или Китай. Или Африка.

Нужно, конечно, обязательно читать книги по философии и социологии, чтобы понимать процессы, которые происходят в современном обществе: влиятельные работы Жиля Делеза, Ролана Барта, Криса Ямеса. Как архитектор, я считаю, что нужно смотреть города — архитектура должна в первую очередь реагировать на город.

Умберто Наполитано

Архитектор французского бюро LAN

Нельзя говорить о современном архитектурном образовании только на материале одной Франции, этот вопрос гораздо шире. Вообще, образование в области архитектуры одно из самых сложных, и за время обучения — во Франции оно длится 6 лет — невозможно все изучить. Это образование займет всю жизнь — зрелость придет к архитектору лет в 60 или 80. Во Франции очень разная дисциплинарная система — каждая школа в некоторой степени независима. В Париже, например, есть 6 архитектурных школ, каждая школа была основана в разное время, разным директором, имеет разную структуру, и они более-менее уравновешивают и дополняют друг друга.

Сегодня архитектор должен прежде всего учиться проектированию — научиться обращаться с проблемами, придумывать решение. Этому очень трудно учить и учиться, и помимо прочего, архитектурному образованию нужна очень сильная техническая база. Я вижу, что во Франции все образование посвящено сегодня проекту с упором на техническую сторону. И это хорошо. Во Франции все специализировано. Инженерное дело, ландшафтная архитектура, урбанизм — все это отдельные специальности. В результате архитектору не хватает видения предмета целиком — вот чего не хватает во Франции. Научиться понимать, что проектирование — не изолированный предмет, а единство самых разных наук.

В Голландии или Великобритании, например, все немного по-другому: людей меньше учат собственно проектированию, но больше учат целостному подходу. Лично я думаю, что настоящий вопрос в том, как поженить оба эти подхода. Хорошо, что есть системы, которые дополняют это образование. Они, конечно же, частные и довольно дорогие, но они позволяют получить образование в полном объеме. Я думаю, что для того, кто заканчивает обучение, есть фундаментальный подготовительный этап. Легко пойти в какое-нибудь бюро на стажировку, но важно дать себе время на то, чтобы выбрать эту стажировку и это бюро. Ведь нужно понимать, в какое бюро вы идете и зачем, что можете получить от него.

Ну и, конечно, что касается самообразования — есть совершенно фантастические книги. Первая, которая приходит мне в голову — Альдо Росси, «Архитектура города». Это библия для меня. Есть совершенно замечательная японская книга Танизаки «Похвала тени». Фундаментальным текстом, на мой взгляд, является книга, которую мы написали, You can be young as an architect. Конечно, это зависит от того, о каком разделе архитектуры мы говорим. Великие тексты Альдо Росси — это книги, которые, на мой взгляд, нужно читать несколько раз, не только, когда ты учишься, но и когда взрослеешь. И, конечно, есть отличная книга «Нью-Йорк вне себя» Колхааса.

  • Rem Koolhaas, Delirious New York

    Rem Koolhaas, Delirious New York

  • The Architecture of the City

    The Architecture of the City

  • Журнал Sans Rocco.

    Журнал Sans Rocco.

Хотя состояние современной архитектурной прессы просто катастрофично, все равно нужно следить за ней. Сегодня это можно сделать с помощью интернета, не покупая издания. Я думаю, что лучшие журналы по-прежнему итальянские. Это, конечно, Domus, он очень интересный, им руководит сейчас Джозеф Грима. Есть еще очень хороший французский журнал Face B. Есть Sans Rocco — совершенно гениальный независимый итальянский журнал. В нем текстов не меньше, чем картинок, а это очень важно, потому что уметь выражать свою точку зрения на бумаге — это то, чего очень не хватает архитекторам.

Информация, подкрепленная только картинкой, переполнила интернет, сегодня проект становится известен прежде всего за счет фотографий проекта. Это проблема нашего поколения — люди все меньше и меньше посещают здания, и проекты критикуются за фотографии. Я думаю, следующие поколения должны как-то изменить это.