В индонезийской школе в Москве дети не любят, когда учебный день заканчивается, а идея о том, чтобы пропустить занятия без уважительной причины, никому даже не приходит в голову. В очередном материале цикла, посвященном устройству иностранных школ в городе, «Теории и практики» попытались разобраться в том, как работает система образования у индонезийцев.

Индонезийская школа в Москве

Indonesia sekolah di Moskow

Год основания: 1963 г.

Директор: Сугиарто (один год в России).

Школьников: 17.

Преподавателей: 10.

Предметы: религиоведение, граждановедение, индонезийский язык, математика, естествознание, общественные науки, английский язык, русский язык.

Стоимость обучения: бесплатно.

О школе

В индонезийской школе всего 17 учеников и 10 преподавателей, включая директора, который преподает английский. Учебный день обычно начинается в 9 утра с приветствия. Как известно, в России школьники обычно встают при входе в класс учителя. В Индонезии же приветствие заключается в том, что каждый ученик перед уроком должен пожать руку преподавателя, а затем приложить ее к своему лбу. Каждый урок начинается и заканчивается молитвой. Завершаются занятия обычно около 16 часов. Но после этого школьники не расходятся: начинается внеклассная деятельность. Все, включая некоторых учителей, собираются в зале, разучивают новый танец или новую песню.

Индонезийцы учатся пять дней в неделю: с понедельника по пятницу. Зимние каникулы у них длятся всего около недели: с конца декабря по начало января, а летние — с начала июня по начало июля. «Здесь, в России, самые длительные каникулы в летнее время. Если по такому же образцу организовать «летние» каникулы в Индонезии, тогда школьникам там можно вообще не учиться», — смеется господин Сугиарто, директор школы. Некоторым школьникам настолько нравится Россия, что, окончив общеобразовательную школу, они поступают в столичные университеты — в основном в РУДН.

Система обучения

Обучение в индонезийской школе состоит из трех этапов: начальная школа (с 1 по 6 класс), младшая средняя школа (с 7 по 9 класс) и старшая средняя школа (с 10 по 12). На последнем этапе школьники должны определиться, что они хотели бы делать в дальнейшем, так как им предстоит выбор: можно отучиться последние два года в так называемой академической школе, которая готовит непосредственно к поступлению в университет, или пойти по профессионально-техническому направлению, чтобы сразу после окончания средней школы была возможность устроится на работу.

После каждого этапа обучения индонезийский школьник должен сдать государственный экзамен — Ujian Nasional. Не сдавший экзамен ученик должен повторно писать тест в следующем году. Всего стандартов существует восемь. Они включают в себя единство учебного плана, изучаемых предметов, надлежащую квалификацию учителей, достойный уровень инфраструктуры, единство в оценке знаний (в индонезийских школах используется 10-балльная шкала), а также в финансировании. Еще есть стандарт управления, который включает в себя, помимо всего прочего, общение родителей и учителей и совместное решение ими важных вопросов.

«В Индонезии обычный класс может состоять из 20, а иногда и 30 человек, — говорит Нетти Курниатти, учительница индонезийского языка, которая преподает уже год. — Здесь же в группах не более 4 человек, поэтому мы имеем возможность общаться с каждым индивидуально, так же как и сами школьники могут общаться между собой. Именно поэтому мы часто обсуждаем вместе различные темы, вместо того чтобы все время просто читать или писать».

Столовая

Зайдя в класс во время занятия, можно увидеть многих детей, открывающих принесенные из дома контейнеры с едой. Самым маленьким разрешено есть в любое время, а вот для старших есть обеденный перерыв — с 13.00 до 14.00. На обед обычно готовят рис — любимое блюдо индонезийцев — в разных вариациях: с мясом, с овощами или с тофу.

Ученики

Индонезийские школьники поразительно улыбчивы и разговорчивы. Большинство из них на хорошем уровне знают английский, который является обязательным для всех предметов. Русский в большинстве школ в Индонезии является предметом по выбору, однако в России он обязателен для изучения. Большинству индонезийских школьников нравится русский язык, однако он все еще остается очень сложным, поэтому не у всех получается понять все с первого раза.