Город — это среда для жизни с набором элементов и связей. Мы знаем, что дом — для того, чтобы жить, гараж — для того, чтобы ставить в него машину. А что, если мы ошибаемся? Почему не взглянуть на город другими глазами и не выстроить с ним другие отношения?

Команда датских трейсеров Team JiYo попробовала понять, как изменяется восприятие городского пространства и зданий при преодолении препятствий разного характера и сложности. Для них город стал игровой площадкой.

Паркур, помимо того, что спорт, — это поиск непривычных маршрутов, новый способ осознавать город. Цель трейсера — это движение, а не достопримечательности, при этом город он узнает с изнанки. Трейсеры интуитивно пришли к таким взаимоотношениям с городом, а потом оказалось, что теоретическая база уже была.

В 50-60-е годы 20 века существовало художественно-политическое течение ситуационистов или Ситуационистский Интернационал, которое остро интересовалось проблемами города и теоретическими вопросами урбанизма. Они пытались понять повседневную жизнь города с помощью нетрадиционных путеводителей по городу, карт и манифестов.

Ситуационисты делали теоретические разработки для городской среды. Они говорили о необходимости изменения пространства в связи с тем, что современная им архитектура и окружающая среда воспринимались как угнетающие. Городской ландшафт, с которым мы сталкиваемся каждый день, мало изменился с 50-60-х годов в смысле организации. Он навязывает нам определенный способ взаимодействия со средой — повседневные маршруты, привычные чувства.

Одним из способов настоящего знакомства с городом стал дрейф, описанный французским теоретиком Ги Дебором, как «техника быстрого прохода через меняющуюся атмосферу». Суть дрейфа — отойти от обычных мотивов для перемещения по городу. Главным становится особенности местности, неожиданные детали и встречи, которые могут возникнуть. Дебор разработал некоторый набор правил исследования города: испытать и зафиксировать какое-нибудь ощущение, собрать объективные и субъективные данные, разделить их со спутниками, сделать выводы. Впрочем, правила эти были не обязательными и легко менялись.

Среди вариантов отхода от привычных маршрутов — путешествия по Парижу с картой Рима, или следование какому-то алгоритму поворотов. К примеру, пятый поворот направо, третий направо, первый налево, четвертый направо или первый перекресток налево, два — направо, два перекрестка — прямо и повторяем схему.

Блуждания по городу — это наиболее популярная сейчас форма применения психогеографии — это изучение того, как городское пространство влияет на сознание человека. Начиная с 80-х психогеография стала популярна в богемных кругах Британии и США. В 2004 году петербургская группировка «Что делать?» провела психогеографическое «художественное исследование» Нарвской Заставы.

Осталось архитекторам и создателям генпланов понять, что строить и улучшать города можно по-другому. В Великобритании (и не только там) сначала разбивают парк в жилом районе города и засеивают газон. Жители района начинают пересекать парк, чтобы добраться от парковки до булочной. Через месяц в парке вытоптаны дорожки, по которым людям действительно удобно ходить. Все, что остается — засыпать их гравием.