На завершившемся на прошлой неделе фестивале «Новое Британское кино» показали комедийное реалити-рокументари «Ле Донк и Скор-се-зе» — новый фильм английского режиссера Шэйна Медоуза, известного по скандальному фильму «Это Англия» про будни скинхедов.

Ле Донк, которого по настоящему зовут Николас, в юности хотел стать рок-музыкантом, но жизнь увела его по другому пути и он стал музыкальным менеджером. Шэйн со своей компактной съемочной командой застает несостоявшегося рокера в важный период его жизни, когда тот знакомится с юным дарованием — рэпером Скор-се-зе — и таким образом сам получает возможность прославится и отбить свои пятнадцать минут славы. В это же время в Манчестере как раз намечается масштабный концерт «Artic Monkeys» и Ле Донк вместе со Скор-се-зе садятся в фургон и направляются в соседний город — сначала сторонними наблюдателями, потом участниками разогрева.

Трикстер — художник, который не подчиняется устоявшимся нормам поведения. Дословно с английского — обманщик.

Британец Шэйн Медоуз — трикстер от кинематографа — не был бы собой, если бы стал играть по правилам. Его «Ле Донк и Скор-се-зе» — не совсем рокументари, и вообще, документальное кино лишь наполовину. Если Скор-се-зе реальная фигура британской рэп-сцены, прославившийся пару лет назад анархистским по духу треком «Great Britain», то Ле Донк — вымышленный персонаж, исполнил которого довольно известный в Британии актер Пэдди Консидайн («Типа крутые легавые», «Ультиматум Борна»). То есть это тот уникальный случай, когда автору фильма было недостаточно реальности и он обогатил ее собственной фантазией.

Картину интересно рассматривать и с другой точки зрения — насколько серьезно документальное кино в последние годы ассимилировалось с игровым. Режиссеры игрового кино все чаше экспериментируют с документальным, и наоборот, документалисты дебютируют в игровом. Так, что химеры, получившиеся в результате такого скрещивания, довольно трудно классифицировать. На фестивале британского кино помимо фильма Медоуза показали еще одну документальную ленту — «Доктрину шока» Майкла Уинтерботтома («Убийца внутри меня», «Круглосуточные тусовщики») и Мэта Уайткросса. Вот ее можно брать за пример классической документалистики.