В новом выпуске аудиозаписей — противостояние церкви и прогрессивной молодежи на Валааме в конце 80-х, конец господства западно-европейской культурной мысли, новые тренды в образовании, возможности альтернативной экономики и развенчание мифа о непьющих евреях.

Искусство как вирус


Лектор: Дэвид Эллиот — куратор и писатель. Руководил работой музеев и институтов современного искусства в Оксфорде, Стокгольме, Токио, Стамбуле, Сиднее и Киеве. В настоящее время является советником по вопросам искусства в CPS — новом центре современного искусства в Гонконге. Также занимает должность почетного президента совета Triangle Art Network/Gasworks в Лондоне и входит в азиатский консультативный совет музея Гуггенхайм.

Тезисы: Искусство есть и всегда было по внутренней своей природе вирусом — так оно распространяется и воспринимается. Оно само и его культурное влияние — это прежде всего агент размышления, развития, ужаса, восторга. Искусство исторически предвосхищало и отражало социальные перемены. Впрочем, подобно вирусу, его часто видели и в негативном ключе — как опасное, подрывное, упадническое — как причину и как симптом широко распространенной культурной болезни.

Как причины заболеваний вирусы всегда имели плохую репутацию, но на самом деле они часто способствовали генетическим улучшениям, они мутируют и играют огромную роль в развитии организмов и эволюции. Они размножаются только внутри клетки, паразитируют на слабости клетки, но и постоянно адаптируются, меняются — ровно как и искусство. И как и хорошее искусство его трудно предугадать, контролировать или изолировать.

Искусство всегда распространялось как вирус горизонтально двигаясь между культурами и обстоятельствами. Довольно недавняя губительная идея состоит в том, что культуры герметичны, даже чисты, на самом деле, это неверно, они всегда друг друга заражали. Начиная с 18 века, с Эпохи Просвещения, новые идеи религии, национализма и империй питали эту плохую иллюзию. Мы верим в то, что в культурах есть и природная иерархия, и некоторое предопределение судьбы, и что власть значит господство. Наши понимание истории и религии было столь слабым, что многие искренне верили в цивилизующую природу англо-саксов и других западных рас. Это было бы смешно, если бы не было так жестоко, так опасно и так грустно.

Книги по теме:


  • Освальд Шпенглер.  Закат Европы

    Освальд Шпенглер.
    Закат Европы

  • Жиль Делез.  Логика смысла.

    Жиль Делез.
    Логика смысла.

  • Ричард Докинс.  Эгоистичный ген.

    Ричард Докинс.
    Эгоистичный ген.

Спирт & Spirit: самогоноварение в еврейской культуре


Лекторы:

Александр Гаврилов — журналист, литературный критик, главный редактор газеты «Книжное обозрение».

Валерий Дымшиц — этнограф, переводчик, директор центра «Петербургская иудаика».

Тезисы: Слово «алкоголь» — арабское, его происхождение связано с сурьмой, которой подводили глаза восточные женщины, точнее косметическим средством — сульфитом сурьмы. Красавицы становились неотразимы, в них проступала магическая сущность. В метафорическом смысле это слово стало означать некое действующее начало и породило слово «алкоголь», который в вольном переводе на латинский стал называться spiritus vini — дух вина, а позже просто «спирт». В Европу такое ценное изобретение, как перегонка, попало из стран арабского востока с крестоносцами и из Испании, — с общим притоком арабской учености в Западные страны. Тогда в первые в распоряжении фармакологии оказалось мощное экстрактивное средство (в спирт добавлялись лекарственные травы, можжевельник), которые использовались для врачевания — это дало колоссальный толчок европейскому аптечному делу. Отсюда пошло еще одно название спирта в европейских языках — akva vita — живая вода.

Само слово водка — польское, его этимология показывает , что технологии перегонки двигались с Запада на Восток и пришли в Россию в XIV веке, но выражение прижилось достаточно поздно: до этого использовали термин «хлебное вино» или «огненная вода». Троцкий назвал водку орудием правящегося класса. И говорил, что треть доходов рантье в Восточной Европе получают от продажи алкоголя.

Экопоселения в России: социальный андеграунд или перспективные «точки роста»


Спикеры:

Федор Лазутин — руководитель «Центра естественного пчеловодства и земледелия «Медвинка».

Иван Гончаров — председатель координационного совета «Центр экологических инициатив «Нево-Эковиль».

Тезисы: Даже сегодня в литературе не описаны многие процессы, которые происходили в советском обществе в 80-е годы. В советском андеграунде, в частности, люди начинали заниматься йогой, восточными единоборствами и самиздатом — дети шестидесятников, взявшие эстафетную палочку идеализма у своих родителей. Они прочитали много литературы — религиозной, философской — пробовали заниматься оккультизмом, сыроедением, акупунктурой и решили, что жить нужно в соответствии с той идеологией и философией, которую они для себя определили. В 1986 году случился первый эксперимент — группа архитекторов выписалась из Петербурга, и, к большому огорчению своих родителей, отправилась жить в деревню. Они начали строить общину на мировоззренческих приорететах: Агни Йога, идеи Карлоса Кастанеды, интегральная йога, жизнь коммунны. Как творческая интеллигенция они видели свою миссию в создании учебных и лечебных заведений, школ с декоративно-прикладным уклоном. Идея тогда не была новой, но она до сих пор имеет последователей.

Дальше был план создания подобного поселения на Валааме, но приход церкви помешал этому. Участники проекта связывались с РАН и пробовали создать научный стационар в природном парке Ладожские шхеры. Идея была простая, но задача сложная. Мощь противостоявшего нам оппонента — церкви, у которой были выход на все федеральные структуры — не дала мечтам об экопоселении осуществиться.

Цель современной экономики — это потребление, наращивание ВВП и производства, работа транспортных потоков и круговорот денег — это экономика бесконечного производства. Альтернативная экономика — это разумное потребление, когда на 10 человек или более есть одна машина, когда 80% того, что нужно людям, создается прямо в поселении, 10% в радиусе 10 километров и что-то самое необходимое и сложное приходит издалека. Кооперация — это огромный и позитивный вклад в экологию; экономия ресурсов и денег.

Книги по теме:


  • Jonathan Dawson.  Ecovillages: New Frontiers fo...

    Jonathan Dawson.
    Ecovillages: New Frontiers for Sustainability.

  • Вильгельм Фридрих Оствальд.  Натур-философия. Л...

    Вильгельм Фридрих Оствальд.
    Натур-философия. Лекции, читанные в Лейпцигском университете.

  • Эрнст Шумахер.  Меньше — лучше: экономика ...

    Эрнст Шумахер.
    Меньше — лучше: экономика как человеческая сущность.

Дафна Келлер: поток знаний


Лектор: Дафна Келлер — профессор компьютерных наук, создатель сайта Coursera.org.

Тезисы: Проекту Coursera.org чуть больше года. Он был основан в конце 2011 года в рамках достаточно большого эксперимента. Три больших и интересных стэнфордских курса по компьютерным наукам были сделаны доступными — студентам из всех стран мира предложили их изучать бесплатно. Обычно в таком курсе принимает участие 400 человек, когда Coursera.org анонсировали эту программу, их стало 100 тысяч. Чтобы столько студентов обучить в обычном лекционном университетском формате, потребовалось бы порядка 250 лет.

За прошедший год Coursera.org удалось подключить к своей программе 33 ведущих мировых университета, которые теперь предоставляют на совершенно бесплатной основе свои образовательные услуги. В основном это известные американские университеты. Количество студентов проекта превысило 2 миллиона человек. Объединив несколько технологий проект смог предложить достаточно широкий набор дисциплин: есть курсы по философии, медицине, о глобальных вызовах, компьютерных технологиях, предпринимательстве, фотографии, биологии, астрономии, социологии, литературе.

Самый популярный курс — это курс университета Дьюка по философии и логическому мышлению — 180 тысяч студентов. Основной упор в нем делается как раз на логическом мышлении, следовательно, этот запрос существует в обществе. Второй по популярности — курс по геймификации Мичиганского университета — 25 тысяч студентов.