В январе этого года был запущен сайт Strelkafieldtrips.com, на котором студенты «Стрелки» будут размещать очерки, эссе, видео и другие материалы о своих ежегодных поездках. «Теории и практики» поговорили с преподавателями и студентами института о том, как человек может обучаться, попадая за пределы своей привычной среды обитания.

Анастасия Смирнова

содиректор студии «Идеальное место»

Путешествие — это старинный способ приобретения знаний. Хотя «Стрелка» — институт экспериментальный, и мы все время пробуем новое, иногда все же стоит использовать и хорошо проверенные дедовские методы. Правда с самого начала у нас было ощущение, что такое путешествие не должно превратиться для наших студентов в просто развлекательную поездку. Путешествие — ведь тоже можно трактовать как проект. Например, отправиться в какой-нибудь страшно интересный город, провести семинар с местными студентами или экспертами, а результаты обсудить всем вместе.

На сайте strelkafieldtrips.com можно почитать о китайской кухне творчестве архитектора Ванг Шу, получившего Притцкеровскую премию в 2012 году, или феномене «сделано в Китае».

По такому принципу было организовано наше самое первое путешествие — в Гонконг. Правда, и сделать проект (навигационная аппликация для айфона) и посмотреть город было довольно трудно. С другой стороны, задание было сформулировано таким образом, чтобы у студентов была возможность увидеть, почувствовать, исследовать городскую среду под непривычным углом. Ведь когда у вас есть конкретная цель, конкретная проектная задача, ваша оптика меняется — и вы уже не просто турист.

На второй год мы попробовали несколько другой формат. Программа поездки в Токио тоже была подготовлена командой института, но задача была сформулирована иначе. Нам хотелось, чтобы в результате поездки возник какой-то вполне реальный продукт. Поскольку работа, например, с буклетом или книжкой почти всегда бывает важна и поучительна, появилась идея создания иллюстрированного дневника путешествия, в котором были бы собраны эссе студентов на заданные темы. Работа над Tokyo Diary осуществлялась под руководством профессионального редактора Джастина МакГирка и потребовала усилий не только во время поездки, но и по возвращении. Уже в Москве мы провели четырехдневный воркшоп, во время которого собственно и составили из наших довольно разрозненных, хотя и ярких впечатлений цельную историю — литературную и визуальную. Для студентов это была возможность переосмыслить и упорядочить всю ту новую информацию, которую они получили во время токийского путешествия.

К филд-трипу можно отнести любую вылазку за пределы класса, имеющую образовательные задачи — экскурсию, поход в музей, производственную практику или туристический поход.

Мне очень понравилось то, что в итоге получилось, — наш «Токийский дневник» приятно держать в руках и читать любопытно. Но было странное ощущение. Хотя придуманная нами для студентов программа в какой-то степени помогла им сосредоточиться: каждый получил задание и старался выполнить его как можно лучше — вполне привычная учебная схема. Вместе с тем, в этом было какое-то насилие — ведь наши студенты уже вполне взрослые люди с хорошим воображением. А кто сказал, что они сами не могут спроектировать путешествие?

По опыту мы уже знали, что когда дело касается путешествия, студенты демонстрируют редкую работоспособность, могут хорошо распределять роли внутри проекта и строго соблюдают дедлайны. Поэтому на третий год мы предложили сделать проект филд-трипа еще более стратегическим и масштабным, попросив студентов самостоятельно выбрать место назначения, тему поездки, формат финального продукта и разработать подробную программу под конкретный бюджет.

Возможно, поездка в Токио была с точки зрения программы организована лучше, профессиональнее, чем поездка 2012 года — студенты выбрали Шанхай, — последний эксперимент был интереснее, важнее с образовательной точки зрения. На этот раз они придумали вместо буклета делать сайт — с одной стороны, вроде бы вполне очевидное решение, с другой — довольно рискованная затея. Кажется, что сайт сделать проще, чем выпустить буклет, однако на самом деле — это длительный процесс со множеством подводных камней. Работу над сайтом сложнее курировать, на сайте множество разных голосов сливаются в нестройный хор, информация все время дополняется и целостность замысла сохранить непросто. Получилось, что студенты сами себе поставили более сложную задачу, чем мы придумали для них в прошлом году.

Я думаю, что сайт будет и дальше достраиваться, что его авторы и студенты следующих лет будут его дописывать, редактировать, оставлять комментарии — это же прежде всего учебный проект. Надеюсь, что и сам проект филд-трипа будет дальше развиваться по каким-то еще мне неизвестным траекториям.

Аня Позняк

студентка студии «Образование как проект»

Когда мы получили это задание, изначально оно вообще казалось каким-то соревнованием, и я работала над другим направлением. Сделать такой проект одновременно и сложно, и просто. Сложно потому, что никто не верит, что за такое короткое время действительно можно извлечь уроки из путешествия, а просто потому, что это возможность поехать и посмотреть, как люди живут в другом городе, другой среде. В целом это очень интересное задание, поскольку ты учишься на своих ошибках. Мы многому научились на своих ошибках, и по-другому это бы никак не произошло. Здорово то, что какие-то откровения происходили как во время нашей официальной программы, так и во время неофициальной, когда, отколовшись от группы, я просто направлялась куда-то со своими новыми местными друзьями. Они мне показывали город, и в этом — самая большая польза от этого путешествия. Я, с одной стороны, познакомилась с местным дискурсом, с другой — смогла на все это посмотреть и оценить, насколько слова этих местных экспертов могут быть релевантными.

Такие поездки очень полезны, во-первых, поскольку они ставят в такие условия, когда нужно проявить усилия, а если ты этого не делаешь, то ты никуда не едешь. Это очень хороший стимул. Во-вторых, когда ты выезжаешь куда-то и погружаешься в совершенно другой культурный контекст, тебе надо очень быстро мобилизовать свои сенсоры и попытаться получить какую-то информацию от города. Вообще такое короткое путешествие с определенной целью — это очень ценный опыт. Ты можешь приехать и понять, что там нет того, что ты искал, или, наоборот, открыть что-то новое. Для исследователей — это очень важно.

Юрий Григорян

директор образовательной программы института, содиректор студии «Образование как проект»

История такая. На первой встрече с исследователями из студии АМО в Гонконге, когда происходило обсуждение образовательной программы «Стрелки», группа товарищей, которая там присутствовала — Илья Ценципер, Сергей Ситар, другие люди (и я в том числе), — посмотрев за окно в этой переговорной, сошлись во мнении, что много молодых людей не были в таких местах никогда. Оторвать их от местного контекста и заслать в совершенно другую культуру, чтобы эту дистанцию можно было бы хоть как-то измерить, нам показалось интересной мыслью.

Если меня спросить, то всех жителей Российской Федерации надо взять и на один год заслать в Америку, в качестве филд-трипа. Просто дать им один год поработать в Америке. Может быть это чересчур, но что-то подобное, наверное, необходимо. Очень важно дать человеку почувствовать, как люди в других странах, других культурах работают, живут, творят, учатся.

Исследовательская поездка или какая-то иная поездка обычно входят в образовательные программы различных институций — это и на «Стрелке» делают, и в «Берлаге», и в других школах. Мы решили, что в первый раз, символически, надо отправить студентов в Гонконг, там, где собственно и была эта встреча.

Филд-трип, который сейчас существует на «Стрелке», он скорее просветительский, познавательный. Коллективные поездки выстраивают связи. Люди как-то дружат между собой, общаются больше — и, может быть, это главное в истории филд-трипа, чтобы студенты вместе уехали, чтобы превратиться в одну команду.

Даша Парамонова

преподаватель студии «(Пере)осмысление информации»

Идея филд-трипа — переместиться в какую-то другую среду, попытаться изучить ее, делая какие-то короткие упражнения. Получается такая неделя перезагрузки, чтобы, с одной стороны, дать студентам возможность взбодриться, с другой — увидеть совершенно другие, радикальные примеры городской среды и понять, почему они так сложились.

Moscow-Shanghai Urban Forum

Moscow-Shanghai Urban Forum

Программу студенты составили сами, поскольку это было частью общего задания. Каждому дню соответствовала определенная тема, в рамках которой были организованы те или иные мероприятия — встречи, лекции, экскурсии. В рамках темы «микрогород» была организована конференция, куда пришло невероятное количество разных людей: от сотрудников McKinsey до людей, производящих органические шампуни. Они все пытались говорить о том, как меняют свой город, как сами меняются в нем, были крайне открытыми и общительными.

Брендан МакГетрик

содиректор студии «Образование как проект»

Мне кажется, это важно для любого человека время от времени выбираться из школы, из своей студии и рассказывать о своих идеях внешнему миру, другим людям, проверить свои убеждения на прочность. Это может поставить вас в затруднительное положение и заставить посмотреть на вещи с другой стороны. Возможность поделиться и объяснить свои мысли человеку, который ни разу не думал о твоем вопросе ранее, — это хорошая возможность прояснить для себя самого, чем ты занимаешься. Не говоря уже о том, что путешествия в другие места вдохновляют.

Варвара Дегтяренко

студентка «Стрелки» студии «Идеальное место»

Находясь в Шанхае, я старалась быть настолько открытой, насколько это возможно. Единственное знакомство с китайской национальной культурой до этого у меня было в Америке. Представление о Китае у меня было сформировано такими местами, как районы China Town в Сан-Франциско или Нью-Йорке.

Все это было настолько далеко от реальности, что я попыталась освободить себя от любых ожиданий и стереотипов. Я нашла среду города действительно впечатляющей, скромной и честной в своей благожелательности, расположенности к человеку. Вместе с тем ощущался дух места, истории. Когда ты попадаешь на новую для себя территорию, местные жители уже помещают тебя в определенный контекст, между вами происходит взаимообмен. Так ты учишься.

Я написала статью о центре городского планирования Шанхая, который описала как метафору нашей группы, прибывшей в Китай.

Мне кажется, филд-трип — очень важная вещь, поскольку дает возможность сравнивать. Независимо от того, что ты изучаешь. это позволяет тебе понять важность контекста. Как только вы выходите из зоны своего комфорта, вырываетесь из привычного окружения и отправляетесь в место с совершенно другим ритмом жизни, это дает возможность задуматься о том, где вы находитесь в этот самый момент и куда хотите двигаться дальше. Процесс нахождения в другом месте со своей командой укрепляет ощущение того, что вы как группа можете сделать нечто большее, чем находясь в одном месте. Самое важное, это помогает понять, насколько мы часто ошибаемся и позволяем обстоятельствам вводить себя в заблуждение.

Филипп Майер

студент «Стрелки», студии «Идеальное место»

Мне интересно было исследовать различные аспекты города. Достаточно очевидно, что этот тип быстрой урбанизации, который присущ Шанхаю, имеет разные, не обязательно негативные, последствия, которые я и пытался разглядеть внутри города. Мы встретились с другом одного из студентов, который показал нам окрестности, провел нас через один из самых обычных кварталов. Очень интересно было сравнить, насколько типичные шанхайский и московский кварталы отличаются друг от друга, и что считается в обоих случаях высоким и низким уровнем проживания. Мы совершали импровизированные прогулки по городу, чтобы понять, что такое плохие районы, которые, с точки зрения местных жителей, являются вполне средними — по ценам за квартиру и нормативным показателям. Эти районы находятся в черте старого города, который резко отличается от старых городов в европейском понимании, где исторические здания консервируются для туризма или сохранения национального достояния. Здесь мы увидели достаточно небольшие, тесные кварталы с пунктами уличной торговли, формальными игорными заведениями, небольшими пространствами, которые используются, не хочу говорить слово «органически», но по необходимости. Мое путешествие заключалось в посещении подобных мест, которые не выглядят столь потрясающе с точки зрения технологий или чего-то другого, благодаря чему город известен, и анализу того, как интенсивная урбанизация влияет на жилые пространства в городе.

Ценность таких путешествий может показаться достаточно абстрактной, поскольку каждый человек видит ее по-своему. Вы получаете полезный опыт, определенно вдохновляющий. У вас появляется шанс подойти к своей теме с разных сторон, узнать ее ближе. Это также помогает сопоставить свои идеи, ощущения и предположения, касающиеся вашей темы исследования или места, в которое вы направляетесь. Хотя и картинки, и текст помогают исследователю, опыт пребывания в реальной ситуации, возможность поглубже взглянуть на ту проблему, которая тебя волнует, позволяет тебе составить более полную картину этой проблемы. Поездки дают возможность собрать информацию в живую и адаптировать ее для своих целей. Вы не можете сделать это иным образом, здесь вы сами направляете свою камеру или диктофон. Вместе с тем у вас есть шанс найти множество интересных вещей, объектов и структур, которые могут показаться банальными на первый взгляд, но которые помогут открыть для себя что-то новое. И этот опыт невозможно получить, например, просмотрев лекцию. Другими словами, отправляясь на филд-трип, вы создаете новые знания.

Think Global School Школа для старшеклассников, которые за четыре года успевают посетить двенадцать стран, где они не только исследуют мир вокруг, знакомятся с местной культурой, но и изучают общеобразовательные предметы. Занятия по биологии на Амазонке, знакомство с культурой инноваций в Пекине или с историей архитектуры в городе Куэнка в Эквадоре.

Avenues В планах глобальной школы будущего — открыть около двадцати кампусов по всему миру, объединенных единой миссией, программой и системой администрации. Студенты имеют возможность менять место обучения: например, если кто-то захочет изучать китайский язык, его направляют в Пекин. В общей среднем выпускник школы проводит от двенадцати до пятнадцати месяцев за границей, успевая посетить пять континентов.

Виртуальные туры Помимо реальных поездок, можно попробовать посетить виртуальные туры. С помощью различных приложений Google, например, можно устроить экскурсию по музеям мира, изучать географию и архитектуру или побывать в лаборатории.