В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Дарья Коренюшкина закончила российский вуз и поступила на магистратуру Университета Амстердама, где исследует контрджихадизм цифровыми методами, а после окончания важных проектов ходит в бар со своими сокурсниками и профессорами.

Дарья Коренюшкина, 23 года

— Где, чему ты учишься, как давно? Как так случилось, что именно здесь?

— С сентября я учусь в Университете Амстердама (UvA) на магистерской программе New Media and Digital Culture. Проще говоря, изучаю интернет, но не с технической, а с гуманитарной точки зрения.

Впервые мечта учиться за рубежом появилась у меня во время недельной поездки на мероприятие европейской общественной организации AEGEE, проходившее в самом студенческом городе Швеции Лунде и в Копенгагене. Среди организаторов мероприятия почти не было шведов или датчан, большинство из них были из других стран, но учились в Скандинавии. Во время этой короткой поездки мне удалось увидеть жизнь этих ребят изнутри, я поняла, какой богатый жизненный опыт дает обучение в другой стране и культуре.

«Снять жилье самостоятельно в Амстердаме безумно трудно. Наш университет этим пользуется и единоразово берет за предоставление общежития 500 евро (сверх ежемесячной платы за аренду). Как ни странно, это все равно выгодно для студентов»

Я сразу определилась, что хочу учиться в развитой западноевропейской стране с высоким уровнем жизни и образования. Я не рассматривала США или Австралию, так как не хотела находиться слишком далеко от Петербурга и не иметь возможности видеть родных и близких хотя бы раз в 2-3 месяца. Также для меня было важно, чтобы университет находился в крупном городе, так как, посмотрев на жизнь в маленьком студенческом городке Лунде, я поняла, что мне там было бы скучно.

Исходя из этих двух критериев, я стала искать университеты и страны с англоязычными программами по специальности, связанной с медиа, и с возможностью получения стипендии. Таких программ оказалось совсем немного, не больше десяти. Стипендию нигде получить не удалось, после чего я стала рассматривать возможность платного обучения. Амстердамский университет привлек меня тем, что там была магистерская программа, рассчитанная всего на один год. Кроме того, стоимость обучения на ней была относительно низкой.

— Как выглядел процесс поступления?

— Для поступления нужно было выслать пакет документов. Специальной подготовки потребовали четыре из них: мотивационное письмо, резюме, сертификат о прохождении международного теста IELTS на знание английского языка и научная работа на английском. Остальные документы можно отнести к формальным: копии паспорта, диплома и так далее. На нашем факультете было восемь грантов на бесплатное обучение. В конкурсе на грант участвовали автоматически все абитуриенты.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— Да, училась. Качество образования по моей специальности («Связи с общественностью») в моем вузе оставляло желать лучшего. Главный недостаток — невысокий уровень профессионализма преподавателей этого предмета. Большинство из них получили образование и вели научную деятельность в областях, не связанных с PR, и среди них почти не было «практиков».

Большинство предметов по специальности мы проходили лишь на последних курсах, когда у меня уже был опыт работы в PR, и теоретические знания, которые давали преподаватели в соответствии с учебниками, часто расходились с тем, что я к тому моменту уже узнала на практике.

Также за пять лет я прослушала большое количество курсов, которые не были связаны напрямую с нашей специальностью. Некоторые из них были для нас, гуманитариев, откровенным мучением, например, основы телекоммуникаций или высшая математика. Но преподавателей по таким предметам, как литература, философия, право, английский язык, экономика, я вспоминаю с удовольствием и благодарна за то, что их занятия расширили мой кругозор и развили гуманитарное мышление.

«B Голландии после обучения можно продлить визу на год, для того чтобы найти работу. Этим шансом я обязательно воспользуюсь, так как мне очень интересно поработать в иностранной компании»

Кроме того, позитивным моментом было то, что при желании можно было совмещать учебу с работой уже со второго курса. В результате университет я окончила, имея четырехлетний опыт работы по специальности, что, мне кажется, практически невозможно при учебе в европейском вузе.

— Где ты сейчас живешь? Снимаешь или в общежитии? Как условия? Далеко ли до вуза?

— Снять жилье самостоятельно в Амстердаме безумно трудно. Наш университет этим пользуется и единоразово берет за предоставление общежития 500 евро (сверх ежемесячной платы за аренду). Как ни странно, это все равно выгодно для студентов. Во-первых, потому что арендная плата за общежитие ниже, чем за жилье на свободном рынке. Во-вторых, потому что на поиски жилья здесь уходят действительно месяцы. Один из моих однокурсников, который не захотел жить в общаге, первый месяц учебы прожил в отеле, так и не смог найти жилье и в итоге обратился в агентство, переплатив ему больше, чем запрашивал университет.

Поэтому я живу в общежитии, в трехкомнатной квартире, со студенткой-немкой. В нашем общежитии вообще можно найти ребят из нескольких десятков разных стран мира, кроме самих голландцев. Условия отличные: тепло, чисто, нестарая мебель, просторно (в гостиную легко помещаются 30 человек, что было не раз доказано общежитскими вечеринками). Расположение тоже прекрасное: милый район, 15 минут на велосипеде от центра и 20 минут от вуза.

— Какие бонусы дает статус студента?

— К сожалению, в Нидерландах иностранные студенты не получают практически никаких бонусов, кроме значительной скидки на изучение голландского в нашем университете (при этом все равно за этот курс нужно платить отдельно).

Контрджихадизм — сторонники этой идеи выступают за восстановление христианской Европы, в том числе путем физического уничтожения мусульман и атеистов. Самый известный представитель движения — Андерс Брейвик.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Над научной статьей о результатах исследования контрджихадизма в Европе с помощью цифровых методов, которое мы проводили в рамках Data Sprint Week в нашей магистратуре. Смысл этой недели в том, что перед нами выступали представители организаций, борющихся против экстремизма, и в частности, контрджихадизма, которые сделали обзор современного положения дел в этой сфере и рассказали о своих запросах по исследованию контрджихадизма в интернете. После этого мы разделились на группы по 3-5 человек, выбрали тему и в течение недели должны были провести исследования и презентовать их результаты, полезные для организаций, работающих в этой сфере.

Наша команда изучала связи между контрджихадистскими организациями из разных европейских стран с помощью анализа сети друзей участников контрджихадистских групп на Facebook. Для того чтобы провести анализ данных десятков тысяч профайлов, мы использовали цифровые исследовательские методы, основанные на специальном программном обеспечении. Наше исследование было оценено как одно из лучших из одиннадцати представленных работ. Благодаря этому наши профессора организовали презентацию нашей работы на двух конференциях (в Амстердаме и Лондоне) и публикацию в английском журнале.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

— Бернард Ридер, прекрасный программист, который пишет программы для проведения гуманитарных исследований. При этом он совершенно не похож на типичного программиста, когда, например, ведет лекции, — настолько здорово он умеет увлекать аудиторию. С другой стороны, его гиперлогичный склад ума позволяет ему объяснить любую самую сложную вещь предельно ясно и четко. Да и просто с ним очень приятно и интересно общаться и в неформальной обстановке: после окончания важных проектов мы всегда идем в бар всем курсом, вместе с профессорами.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Лекций и семинаров у нас достаточно мало, максимум два раза в неделю. По большей части учусь самостоятельно дома или в библиотеке. Каждую неделю нужно сдать одно-два достаточно крупных домашних задания. Много материала к прочтению, много групповой работы, много письменных заданий разного характера: от ведения блога нашей магистерской программы до научных статей с результатами наших исследований и теоретических эссе.

«В марте я начну проходить стажировку в крупнейшем европейском стартап-акселераторе. Надеюсь, что этот опыт приведет к дальнейшему трудоустройству в одной из крупных компаний — партнеров этого стартап-акселератора»

Честно говоря, для меня сначала было непривычным то, что здесь нужно усердно учиться действительно каждый день, зачастую и в выходные, — слишком сроднилась я с поговоркой «от сессии до сессии живут студенты весело» во время предыдущего обучения. Сама система нашей программы не позволяет такой роскоши: чтобы окончить курс, нужно обязательно выполнить несколько условий (например, сдать 10 еженедельных письменных работ на основе прочитанного материала, презентовать групповой проект и написать курсовую). При этом «завалить» можно не более одного из этих условий, право на пересдачу которого дается лишь один раз. Тем не менее такая система мне импонирует больше, чем российская, так как знания усваиваются постепенно, а не с помощью нечеловеческих усилий во время двух-трех дней перед экзаменом.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Никогда нельзя останавливаться на достигнутом — нужно выходить из своей «зоны комфорта», иначе жить становится скучно.

— Дорого жить и учиться?

— Амстердам — недешевый город, но сама жизнь здесь обходится мне не дороже, чем в Санкт-Петербурге, а в чем-то и дешевле. Например, я почти не трачу деньги на общественный транспорт, так как езжу на велосипеде круглый год. Велосипед в Голландии можно купить почти на каждом углу за 50—100 евро в зависимости от состояния (в основном все покупают подержанные велики — меньше вероятность, что украдут). Но добавляются значительные расходы на оплату обучения и общежития.

— Планируешь вернуться?

— В ближайшее время нет. А надолго загадывать не хочу пока. B Голландии после обучения можно продлить визу на год, для того чтобы найти работу. Этим шансом я обязательно воспользуюсь, так как мне очень интересно поработать в иностранной компании.

В целом мне бы хотелось остаться жить в Амстердаме. Это очень интернациональный и демократичный город, где не ощущаешь себя чужим. И, конечно, подкупает высокий уровень жизни и развития страны.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— В марте я начну проходить стажировку в крупнейшем европейском стартап-акселераторе. Надеюсь, что этот опыт приведет к дальнейшему трудоустройству в одной из крупных компаний — партнеров этого стартап-акселератора.