В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Анастасия Филимонова сменила московские пейзажи на шотландские, поступив в Университет Сэнт-Эндрюс, который заканчивали принц Уильям и Кейт Миддлтон.

Анастасия Филимонова, 22 года

— Где и чему ты учишься в основное время?

— В 2012 году я окончила обучение в МГУ по специальности «менеджмент организации». На протяжении последнего курса меня не покидала идея продолжить обучение за границей. Поэтому стала собирать все необходимые документы, сдала экзамен по английскому языку IELTS и начала поиск университета. Свой выбор остановила на Сент-Эндрюсе, который входит в сотню лучших университетов мира и десятку лучших вузов Великобритании.

— Как выглядел процесс поступления?

— Весь процесс поступления проходил онлайн. Сначала мы заполняли анкету, в которой указывали свои персональные данные. Далее к анкете прикрепляли небольшое эссе с кратким описанием цели поступления в университет (так называемый Personal Statement), две рекомендации от преподавателей из своего университета в Москве (если у кого-то был опыт работы, можно было прикрепить рекомендацию от работодателя), карточку студента (в которой указывались пройденные дисциплины, количество часов и оценка или зачет/незачет), причем оценки должны быть достаточно хорошими (в требованиях университета это обозначено как Upper Second Class Honour или выше, что в американской системе образования обозначает не меньше B+), а также необходимо было сдать на определенную оценку экзамен по английскому языку: либо TOEFL IBT (100), либо IELTS (общий балл не меньше 7.0, по каждой части не меньше 6.5).

— Какие там были условия проживания?

— Я живу в резиденции, где у каждого студента есть своя комната с душем и туалетом, кухня и коридор делятся между пятью людьми. Кухня отлично оборудована: плита, посудомоечная машина, микроволновая печь, духовка, холодильник. В каждой комнате двуспальная кровать, шкаф, рабочий стол, книжные полки. Есть и другие варианты резиденций — например, резиденции, в которых студентам не надо готовить: завтрак, обед и ужин им предоставляется столовой; или резиденции, где студенты делят не только кухню, но и ванную комнату.

— Над каким проектом ты там работала?

В городе на Северной улице, около церкви, есть анаграмма PH, на которую студентам, желающим закончить обучение, нельзя становиться. По легенде, когда на этом месте сожгли протестанта, то он выкрикнул проклятие. Те же, кто все-таки ступил на это место, должны первого мая, с рассветом войти в воды Северного моря.

— В течение всего процесса обучения по каждому предмету мы делаем групповые проекты. Например, в первом семестре один из проектов был посвящен стратегическому анализу компании и разработке стратегических рекомендаций для нее. Я работала в группе с двумя немцами, одним австрийцем и китайцем. Разбирали мы компанию Louis Vuitton. Во-первых, в результате этого проекта я узнала много нового о столь известной по всему миру компании; во-вторых, научилась эффективно работать без потери времени моих немецких коллег.

— Насколько успешно для тебя проходило обучение?

— Скажу честно, сначала для меня было немного дико, что нам приходится так часто искать по каждой теме дополнительную информацию, читать много дополнительной литературы и в принципе постигать какие-то аспекты темы самостоятельно. Но потом я поняла, насколько это ценно. Университет придерживается той позиции, что знание относительно: сегодня то знание, которым ты обладаешь, ценно, а завтра — уже нет. Следовательно, настоящий специалист должен не просто знать, а постоянно находиться в поиске: читать, смотреть, анализировать, систематизировать информацию для получения актуального на сегодняшний день знания.

— Какие-то крутые профессора или преподаватели там были?

— Все преподаватели, читающие у нас лекции и ведущие семинары, были потрясающими. Меня поразило, насколько близко к студентам пытается быть каждый преподаватель: они просят называть их по имени, не стоят за кафедрой и отчитывают просто лекцию, а маневрируют по всей аудитории, стараясь установить визуальный контакт практически с каждым. Часто создавалось ощущение, что ты сидишь не на лекции, а на каком-то мастер-классе.

Среди преподавателей особенно хотелось бы выделить приглашенного Преподавателя (именно с большой буквы) из Америки — Брента Эллреда. Его лекции всегда были безумно интересными, наполненными примерами из практики; на семинарах он всегда создавал дружелюбную и доверительную атмосферу, каждый мог сказать абсолютно все, что думает по тому или иному вопросу, и при этом Брент никогда не говорил, что эта точка зрения неправильна, он старался подкорректировать, направить для постижения сути проблемы или вопроса. На заключительной лекции он сказал слова, которые, я думаю, повлияли и еще повлияют на каждого из нас. Он сказал: «Жизнь — одна, ее надо посвятить тому, к чему вы испытываете настоящую страсть. Если вы изучаете бизнес и планируете им заниматься только из-за высокой заработной платы, мне искренне вас жалко, так как вы не будете счастливы». Он рассказал, что в прошлом имел очень много возможностей карьерного роста в бизнесе, но у него не лежала к этому душа. Он всегда мечтал преподавать, чем сейчас и занимается, и что у него получается превосходно!

— Как выглядел процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— У нас каждый семестр всего по три предмета, поэтому мы учимся не каждый день. Иногда у нас только лекции, иногда — семинары, иногда и то, и другое. В среднем лекции длятся 3 часа, между ними перерыв в 5–10 мин, что для российского студента вообще не привычно. Семинары в основном длятся час. Семинары делаются для того, чтобы на них в большей степени говорили студенты, а не преподаватель, который выполняет роль модератора.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Для себя я научилась многому: эффективнее распределять время, быстро читать научные статьи, искать информацию, креативнее приступать к выполнению заданий, стала увереннее выступать перед аудиторией. Сначала это было огромной проблемой, так как презентации делались на не родном для тебя языке перед большой аудиторией людей, которые тебя слушают, а потом задают вопросы. В общем, сначала испытывала огромный стресс, сейчас же волнение присутствует, но отношение к этому уже проще.

— Дорого это стоило?

— Да, обучение дорогое. Не помню точные суммы, но приблизительно так: обучение — 16 500 фунтов стерлингов, проживание — 7000 фунтов. Конечно, стоит учитывать еще и расходы на визу, перелет, внутренние транспортные переезды, еду, развлечения (в университете иногда устраиваются тематические балы-дискотеки, которые тоже хочется посетить).

— Что тебе это дало?

— Первые дни проживания в Сэнт-Эндрюсе без семьи, друзей и всего того, к чему так привыкла дома, были невероятно тяжелыми, несмотря на то, что я уже познакомилась с замечательными ребятами, которые со мной учатся, с моими удивительными соседками, которых я просто обожаю. Я постоянно думала: зачем ты сюда приехала, что, разве нельзя было в Москве найти хороший университет и получить второе высшее образование?

Сейчас же могу с уверенностью сказать, что Сент-Эндрюс я люблю и никогда-никогда не пожалею о том, что сюда поступила. Во-первых, я узнала и открыла для себя много нового. Во-вторых, я приобрела бесценный опыт общения и работы в команде с людьми из разных уголков мира, это расширило мой кругозор, сделало меня более сдержанной, внимательной. В-третьих, я сама для себя выросла, стала более самостоятельной в плане принятия каких-то решений, ведения домашних дел. В-четвертых, что самое ценное, я приобрела новых друзей, круг моего общения теперь не ограничивается лишь Москвой, ну и еще несколькими городами России, теперь у меня есть знакомые по всему миру.