Галерея утраченного искусства — виртуальный проект галереи Tate, посвященный произведениям искусства XX века, которые по тем или иным причинам, иногда невероятным, иногда весьма банальным, были утрачены: украдены, уничтожены, потеряны, конфискованы, изменены до неузнаваемости или же разрушены, потому что создавались как временные объекты.

Курирует проект Tate, дизайном галереи и продюсированием проекта занимались Channel 4 и студия ISO. Галерею открыли всего на год, затем ее уничтожат — это часть замысла и логическое завершение проекта. Случится это уже через 4 месяца — на сайте идет отчет по минутам. Проект запустили 2 июля 2012 года, и начался он с 20 работ, среди которых были полотна Фриды Кало, Френсиса Бэкона и Василия Кандинского. Сейчас в галерее насчитывается 39 работ — каждую неделю кураторы добавляют новый потерянный шедевр. Последний добавят на этой неделе.

«История искусства — история произведений, которые удалось сохранить, но утерянные произведения в не меньшей степени формируют историю искусства и то, как мы ее воспринимаем, однако мы обычно над этим никогда не задумываемся, — отмечает Дженнифер Манди, главный куратор галереи. Именно из желания пролить свет на то, как утраченные или забытые произведения искусства формируют его историю, и родилась идея сделать такой проект».

Посетители галереи попадают в огромный склад, серое помещение, где на столах или полу разложены материалы, связанные с тем или иным произведением: фотографии, интервью с художниками, критиками и просто людьми, которые имеют какое-то отношение к утерянному произведению, видео, выписки из архивов и, самое главное — небольшие эссе, в которых в деталях рассказывается история утраченных работ. Все эссе написаны Дженнифер Манди, и написаны они удивительно простым и ясным языком, что большая редкость для текстов, посвященных современному искусству.

«Галерея утраченного искусства — это музей-фантом, наполненный тенями и следами, оставленными художниками и их работами. Такой проект мог существовать только в виртуальном формате. Для нас основной сложностью было найти самый лучший и интересный способ показать эти произведения и рассказать о них, ведь часто от этих работ не осталось никаких следов, только фотографии очень плохого качества. Отсюда идея предложить новый взгляд на искусство. Взгляд следователя или детектива: сайт, сделанный в форме огромного склада, где на столах под лампами или на полу разложены материалы дел об утраченных произведениях, которые можно изучать в деталях. Звуко- и видеозаписи обогащают ваши исследования и ваш опыт», — рассказывает Джейн Бертон, креативный директор Тейт.

«Теории и практики» выбрали 4 самые впечатляющие истории из коллекции Галереи утраченного искусства.

Изменена до неузнаваемости

Фрэнсис Бэкон, «Эскиз человека с микрофонами»

Френсис Бэкон закончил «Эскиз человека перед микрофонами» в 1946 году и выставлял его дважды в том же году. Черно-белая фотография, сделанная на одной из выставок, — единственный снимок этой работы художника в первоначальном ее виде. В течение следующих 15 лет Бэкон не раз возвращался к этой картине, переписывал, переделывал и в результате изменил до неузнаваемости. В 1962 году она была выставлена вновь, но уже под другим названием: «Горилла перед микрофонами». Через два года художник, после еще нескольких попыток переделать картину, решил, что она вконец испорчена, и разрезал ее в нескольких местах. Ее нашли вместе с сотней других полууничтоженных работ в студии художника уже после его смерти.

Бэкон был одержим желанием постоянно перерабатывать и улучшать свои работы. Часто это приводило к тому, что картины были настолько «зарисованы» и на них было такое количество слоев краски, что они становились непригодными. По крайней мере, по мнению художника.

Украдена

Люcиан Фрейд, «Фрэнсис Бэкон»

Oliver Laric

Oliver Laric

27 мая 1988 года небольшая картина Люсьена Фрейда, портрет его друга художника Френсиса Бэкона, была украдена из Берлинской галереи Neue Nationalgalerie. Это была одна из наиболее выдающихся работ из раннего периода художника. Спустя несколько дней после кражи с художником связался человек, который предложил выступить посредником в выкупе картины. Но он пропал и больше никогда не выходил на связь ни с художником, ни с полицией. Прошло 25 лет, картина до сих пор не найдена.

Фрейд был настолько подавлен и ошеломлен, что запретил воспроизводить портрет в цвете, только в черно-белом варианте — так он носил траур по утраченной картине. Фрейд умер в 2011 году, не сняв этого запрета.

В 2001 году специально для очередной крупной ретроспективны своих работ в Германии Фрейд сделал плакат: черно-белая репродукция картины, надпись «Разыскивается» и предложение о вознаграждении в 300 000 марок. Согласно немецким законам, человек, укравший эту картину, не мог быть наказан за это преступление, потому что оно не было раскрыто в течение 12 лет. Художник надеялся, что картину вернут, и сделал саркастически вежливое заявление в прессе: «Если портрет Френсиса Бэкона находится у вас, то, возможно, вы позволите мне показать его на моей предстоящей выставке?» Никто так и не откликнулся, и местоположение картины остается загадкой.

Стерта

Уиллем де Кунинг, Без названия

Осенью 1963 года у Роберта Раушенберга, которому в то время было 28, возникла идея создать произведение искусства, стерев работу, нарисованную другим, и обязательно очень известным художником: «Я уже работал какое-то время над этой техникой, но мне хотелось с ее помощью создать произведение искусства. Причем не просто стереть несколько линий, но весь рисунок или картину. Это не могло быть мое собственное произведение — это была бы полумера. Я хотел, чтобы это была работа художника, всеми признанного, и Кунинг был самым лучшим вариантом». Поэтому Раушенберг заявился в студию Кунинга с бутылкой виски и попытался уговорить его отдать одну из своих работ. Кунингу идея не особо понравилась, но он понял важность замысла. Он достал одно из своих портфолио и стал доставать один за другим рисунки, смотрел на них и убирал обратно: «Я не собираюсь облегчать тебе задачу. Это должно быть что-то, по чему я буду скучать». Он просмотрел еще несколько папок, выбрал один из рисунков и отдал его Раушенбергу.

В этот период Раушенберг пытался определить, что такое искусство, и раздвинуть границы этого определения. Стертый рисунок Кунинга был, по сути, продолжением его серии «Белые картины» и должен был ответить на вопрос: значит ли что-нибудь произведение искусства, даже когда оно стерто или почти уничтожено рукой постороннего?

Раушенберг признался, что стирание рисунка Кунинга далось ему непросто — он потратил на это несколько недель, но результатом остался доволен. В 2009 году Музей Сан-Франциско воссоздал оригинальный рисунок, стертый Раушенбергом. Это, наверное, один из немногих примеров, когда уничтожение произведения искусства не было ни трагедией, ни варварством, а продолжением творческого процесса.

Утонувший

Бас Ян Адер, «В поисках удивительного»

Это, пожалуй, самая удивительная, трагичная и пугающая история в Галерее утраченного искусства: голландский художник Бас Ян Адер пропал без вести в океане, выполняя третью часть своего перформанса «В поисках удивительного».

Первой частью перформанса стала выставка фотографий, которые Адер снял во время ночной прогулки по Лос-Анджелесу, второй — снимки и аудиозаписи участников хора, которые поют песни моряков. Специально ко второй выставке Адер подготовил приглашения, на которых размытая фигура человека склоняется за борт корабля, попавшего в шторм. Приглашение было переходом к третьей части — путешествию через Атлантический океан из Америки в Англию в одиночестве. Адер запасся камерой и диктофоном и 9 июля 1975 года отправился в путь на крошечной лодке — Адер был опытным моряком, и никто не сомневался, что ему удастся преодолеть путь в целости и сохранности в запланированные им 60 дней. Однако он так никогда и не добрался до Англии. Через 9 месяцев обломки его лодки нашли на побережье Ирландии. Тело Адера так и не было обнаружено, и, как он погиб, не известно. Последняя работа 33-летнего художника осталась незавершенной.