Как и когда началось изменение философского содержания человека, от чего зависит наше восприятие музыкальных произведений, может ли Википедия работать как гражданское приложение, что содержат биопродукты и что мы будем есть в будущем — в аудиозаписях лекций на «Теориях и практиках».

«Код эпохи»: возможна ли расшифровка


Тезисы:

Код — это лингвистический термин, употребление которого подразумевает возможность расшифровки, но в философском плане — это, скорее, дух, нечто бесплотное, не поддающееся формулировкам. Код эпохи часто связан с представлением иконических образов — вопрос в том, можем ли мы предъявить сегодня эту картинку. Изобилие людей, мнений, изображений не означает, что мы должны следить за тем, что происходит вокруг нас, есть другие параметры для определения того, что действительно значимо. ХХ век уже поставил эту проблему во всей ее полноте, авангард показывает всей своей практикой, что есть иное измерение, чем изображение, — его проблематизация сейчас особенно важна.

Марсель Дюшан вместе с Вальтером Беньямином предложили новое определение искусства. Беньямин говорил, что в эпоху воспроизведения и репродуцирования общество выжимает однотипное даже из уникальных объектов, то есть устанавливается всеобщее равенство вещей. Для искусства становится важным сам перцептивный акт. Характер массовой перцепции изменился, и то, что мы извлекаем общим коллективным взглядом из потока ширпотреба, есть изменение эстетических параметров предмета: «Мы извлекаем объекты из их скорлуп и лишаем их уникальности». Дюшан также настаивал на коллективном авторстве — искусство друзей в его случае, а также на отделенности от искусства в качестве института. Сегодня измерение коллективности и внеинституциональности выходит на первый план. Также в искусстве важно действие и понятие «коллективного агента» — это дает понимание того, где мы находимся как социальные существа, в каком направлении работает искусство, уходя с площадок в сферу активизма, зондирования социальных отношений, провокации новых форм социальности. Если сконцентрироваться на том, что уходит от традиционной парадигмы, то можно сфокусироваться на терминах того, что называется «духом времени». Большая часть современного искусства не ставит своей целью создание чего-то нового, это, скорее, нарратив, журналистский подстрочник к тому, что происходит в мире и в нашей жизни.

Книги по теме

Является ли классическая музыка «современным искусством»


Лектор: Алексей Трифонов — историк, педагог, журналист, меломан. С 2006 года постоянно преподает в РГГУ, продюсирует концерты Теодора Курентзиса и еще нескольких музыкантов, занимается изданием книг и дисков, также пишет в ряд изданий — «Коммерсант», «Русский журнал», DesIllusionist.

Тезисы:

Дискуссии по поводу того, где в нынешней системе современного искусства место музыке, идут до сих пор. С одной стороны, музыка воспринимается как искусство композиторское. Есть разные композиторские техники — традиционные и менее традиционные, шумовые. Есть композитор, который создает некое произведение искусства в виде партитур, которое потом исполняется, и есть ценность этого произведения именно в работе композитора. С другой стороны, произведение живет самостоятельной жизнью, но именно в качестве партитуры.

Если говорить о произведениях так называемой классической музыки (в последние годы стал более употребим термин академическая музыка), то это огромный пласт музыкальных произведений от VIII-IX веков до современности. Часть из них дошла до нас в оригинале, часть в различных редакциях, но помимо нотных текстов у этих произведений есть своя личная длинная жизнь — то, как их исполняют, и то, как в звуковом виде, в виде исполнения их воспринимают.

Перцепция музыкальных произведений в их естественном виде — не в виде записанных нот на бумаге, а в виде звуков исполняемой музыки — сложно поддается анализу и введению в контекст современных культурных практик. Одно и то же музыкальное произведение по-разному функционирует, когда мы его слушаем в большом зале консерватории, у себя дома и когда оно возникает на какой-нибудь выставке. Важно учитывать то, с какой целью мы его слушаем и в каком исполнении. Восприятие материала зависит от контекста. В рамках сравнения исполнительского искусства звуковой материал начинает иметь отношение не к некоему искусству вообще, не к неким звукам, находящимся на материальных источниках, а начинает существовать в контексте актуального современного искусства.

Книги по теме

Википедия и вики-инструменты


Лектор: Анастасия Львова — член коммуникационного сообщества Фонда Викимедиа и волонтер некоммерческого партнерства "Викимедиа РУ".

Тезисы:

«Вики» (с гавайского «быстро») — это технологии свободного программного обеспечения и быстрого редактирования, которые используются во всех проектах Википедии. Создать и редактировать контент может каждый, но Википедию пишут преимущественно мужчины — с самого начала существования энциклопедии наблюдался перекос в компьютерные и технические темы. Сейчас идет работа с библиотеками, музеями, различными культурными фондами для оцифровки архивов, что позволит улучшить гуманитарную базу данных. Но некоторые специфические темы и области знаний пока остаются не раскрытыми.

Есть несколько правил — контент должен быть создан специально для проекта, чтобы его можно было свободно использовать; информация должна быть значима и проверяема. Контент не может быть первичным, всегда нужно указывать ссылки на источники знаний о предмете. В настоящее время у Википедии, кроме свободной энциклопедии, есть еще несколько проектов: Медиавики (сервис для создания сайтов), Викисклад (коллекция графических данных), Викиновости (проект для создания свободных новостей), Викитека (собрание текстов, приказов, книг, которые можно использовать в любых целях, включая коммерческие), Викисловарь, Викиучебник (сервис для публикации пособий для дистанционного образования и онлайн-обучения), Викиуниверситет (распространяет учебные программы), Викицитатник (собрание известных цитат), Викигид (проект свободного путеводителя).

Книги по теме

Еда будущего. Что будет есть человек


Лекторы:

Боде Тило — основатель организации по защите прав потребителей Foodwatch, которая занимается правами потребителей и следит за качеством продовольствия. С 1989 года руководил немецкой, а затем международной природозащитной организацией «Гринпис» в течение 12 лет; в 2001 году получил орден за защиту окружающей среды.

Елена Шаройкина — эколог, директор общенациональной ассоциации генетической безопасности.

Тезисы:

Еда — это то, чему мы привыкли доверять, но современные производители постоянно обманывают людей. Они не предоставляют честную информацию о продукте, следовательно, человек не может сделать правильный выбор. Сейчас на Земле столько же людей, страдающих от ожирения, сколько и голодающих. То, что продается в супермаркетах, — это переработанные продукты питания, люди не в состоянии оценить, сколько и каких питательных веществ в них содержится. Это относится ко всему — составу, месту производства, тому, из чего делают ароматизаторы, про которые на упаковках пишут, что они идентичны натуральным.

Граждан нужно защищать превентивно, а не после того, как от некачественного продукта умрет 150 человек или у целого поколения детей будет диабет второго типа. Именно этого не хватает в практике европейского законодательства. Есть законы, но они не работают. И они не будут работать, пока граждане не заставят производителей соблюдать их. Государство и промышленность используют тезис, что потребители сами виноваты, если они съели что-нибудь испорченное, но если они не знают, что они едят, то они не могут обезопасить себя. Например, диоксин — очень агрессивный яд, сильный канцероген, который влияет на генетический потенциал человека. Раньше диоксин выделяли многие тяжелые производства, он выбрасывался из труб фабрик, а сегодня 80-90 процентов диоксина граждане европейских стран получают с едой. Большая часть диоксина содержится в кормах.

Книги по теме