Онлайн-курсы с огромной скоростью набирают популярность. Стартап Coursera, основанный профессорами Стэнфордского университета и объединяющий десятки бесплатных образовательных курсов, вошел в рейтинг 100 лучших сайтов 2012 года по версии журнала Time. «Теории и практики» поговорили с выпускниками и действующими студентами онлайн-курсов, чтобы узнать, как происходит процесс и какой во всем этом смысл.

Виктория Базоева, журналист

«Trollope, Eliot, Dickens and Hardy: Reading Victorian Fiction», University of Oxford

Сначала я зарегистрировалась на курс, оплатила его (285 фунтов) и получила список литературы, который нужно осилить месяца за три-четыре. Сам курс был рассчитан на 10 недель интенсивных занятий. Непосредственно перед началом обучения присылают напоминание и учебники. А потом — каждую неделю — новое задание и новый список литературы, основанный на ключевых произведениях. Общее количество рекомендованного времени — 100 учебных часов, но фактически получилось гораздо больше. У меня уходило 8-10 часов в день — учитывая, что я достаточно неплохо знаю английский, но все равно фундаментальных знаний, допустим, по философии, или истории религии, или литературного анализа у меня было недостаточно. Соответственно, какое-то время уходило на копание еще и в этих предметах.

«Я рассчитывала, что буду сидеть с бокалом вина, а из скайпа мне человек в твиде будет рассказывать лекцию».

Преподаватель был один, и он был скорее куратором. Выдавал материал, направлял беседу и оценивал две промежуточные работы и одну финальную. Сам по себе он ничего не рассказывал. И это было немного странно, потому что я рассчитывала, что буду сидеть с бокалом вина, а из скайпа мне человек в твиде будет рассказывать лекцию.

На самом деле, нужно было за неделю читать определенный объем текста, отвечать на вопросы, инициировать беседы на специальном форуме и поддерживать дискуссию с однокурсниками (40 человек сплошь домохозяек). То есть натурально, был норматив, на сколько реплик ты должен ответить, и это оценивалось отдельно. Очень непривычно, что вся инициатива очень сильно должна исходить от тебя самого.

Мне, конечно, хочется взять еще один курс. Может быть, летом соберусь. Но это действительно отнимает очень много времени. Никогда еще так мало не спала, как в эти 10 недель.

Тимофей Исаков, студент

«Circuits and Electronics», edX

Сначало мне просто было интересно узнать, чему учат американцев в лучшем мировом техническом вузе — MIT. Потом я не успел оглянуться, как уже сдал midterm, а потом и final exam.

Сам материал курсов был очень интересный, а то, как его преподносил профессор Агарвал, делало лекции еще более увлекательными. Профессор разжевывал практически каждый момент. Кажущиеся мне элементарными вещи я проматывал. Но когда я что-то не понимал, подробное объяснение, наоборот, очень радовало. Вот эта возможность прокрутить или повторно посмотреть тот или иной момент — отличная особенность онлайн-курса. Понравилось, что в дискуссиях всегда можно задать любой вопрос, на который непременно ответят. А самое хорошее, что заниматься можно в любое удобное время, главное — вовремя сдавать лабораторные и домашки.

У нас были электронные учебники, а в начале каждой недели выставлялись видео-лекции. Прямого онлайн-общения с преподавателями не было, но мы могли с ними общаться в дискуссиях и задавать вопросы. Первое время было тяжело с восприятием речи на слух, но edХ решили эту проблему, добавив синхронные титры. Так что мне лично курсы еще и очень помогли подтянуть уровень английского.

«MIT предоставляет возможность сдать protected exam. Такой экзамен проходит под надзором экзаменаторов, которые следят за вами через веб-камеры».

В лекции были включены задачи. Их нужно было решить и просто в форму записать ответ, нажав Check проверка проходила автоматически. То же самое и с домашними заданиями. Кроме того, в конце каждой недели были лабораторные работы. В неделю мы проходили 2 темы, всего учились 12 недель и еще сдавали промежуточный и финальный экзамены. Экзамен сдается так же, как и домашнее задание. Необходимо просто отправить свои ответы на задачи, но подобрать их, не решая, практически нереально. На решение давалось по 3 попытки на каждую задачу и 24 часа на весь экзамен (на д/з у нас было неограниченное число попыток и неделя на выполнение).

Прогресс учебы составлялся из выполненных работ и экзаменов. Финальный экзамен давал 40%, промежуточный — 30%, и по 15% — домашние и лабораторные. Проходной балл для получения сертификата от MIT — 60%.

Сейчас много споров, можно ли считать такие дипломы действительными, потому что есть вероятность списать и так далее. Но у нас учеба на edX строилась по принципу honor code (кодекс чести), то есть мы не должны были списывать и давать списавать, мы должны были получать знания сами и помогать тем, кто просит помощи, но не ответом, а советом.

Кроме того, MIT предоставляет возможность сдать protected exam. Такой экзамен проходит под надзором экзаменаторов, которые следят за вами через веб-камеры. После него вы получаете не просто сертификат о прохождении курса, а подтвержденный сертификат с указанием полученного результата. Я проходил курсы для себя, соблюдал honor code, и дополнительный экзамен мне сдавать не хотелось, тем более, что за него необходимо было платить что-то около 100$, так как проверку проводит стороннее агентство.

Сейчас, завершив один курс, я решил взять еще несколько. Уже прохожу Introduction to Computer Science and Programming от MIT и курс по искусственному интеллекту от Калифорнийского университета.

Даниил Абрамов, разработчик Stampsy

«Compilers», «Machine Learning», Coursera

Обычно такие темы, как я выбрал, изучают в университете, а я — программист-самоучка. Поэтому, когда выдался перерыв между двумя работами, решил узнать больше об областях, в которых сложно разобраться без преподавателей и домашних заданий.

В процессе обучения каждую неделю появляется несколько новых лекций, разбитых на пяти-десятиминутные видеоролики. Почти в каждом ролике предлагается ответить на один-два вопроса, чтобы получше закрепить материал. У каждого курса раз в неделю есть дедлайн, перед которым надо сдать тест по темам и практическое задание. Домашние задания на разных курсах разные — у программистов, например, они автоматически проверяются скриптом, а у дизайнеров работает peer review.

Самое классное в Coursera — это то, что материал из первых рук. Например, лекции по Machine Learning рассказывает сам Эндрю Нг — лучший специалист в мире по этой теме. Домашние задания в курсе Compilers — это настоящие задания, которые делают студенты Стэнфорда. Там даже написано, если вы с Coursera, залогиньтесь здесь, а если с кампуса, то вот здесь.

«Самое классное в Coursera — это то, что материал из первых рук. Например, лекции по Machine Learning рассказывает сам Эндрю Нг — лучший специалист в мире по этой теме».

Здорово, что на автоматически проверяемые задания и тесты обычно дается бесконечно много попыток, пока не истек дедлайн. То есть я ответил на тест, получил 35/50, посмотрел еще раз лекцию, ответил, получил 45/50, подумал, разобрался, и сдал на 50/50. Это мотивирует. К сожалению, некоторые преподаватели посчитали нужным ввести экзамены с одной попыткой в середине и конце курса. Я помню, что я потерял мотивацию усердно заниматься Compilers, когда за midterm-экзамен получил не высший балл, и он мне испортил 100% рейтинг.

По времени у меня получилось проходить два сложных курса, уделяя им два дня в неделю с утра до ночи — посмотреть лекции, осмыслить их, пройти тесты, пересмотреть непонятные места и сделать домашние задания. Обычно я начинал один курс в 12 и заканчивал к 3-4 часам ночи. Когда мне предложили работу, я забросил оба курса, так как прошел больше половины и узнал самое интересное для себя.

Артем Полянский, сооснователь Zillion.net

«Business Blogging», General Assembly

General Assembly известны тем, что предлагают короткие онлайн-курсы из 2-3 занятий по различным тематикам: предпринимательство, маркетинг, программирование и дизайн. Мой курс проходил в субботу, начинался в 10 вечера по московскому времени и состоял из двух занятий по 2 часа.

За некоторое время до старта курса мне пришло сообщение по электронной почте с предложением перейти по ссылке для начала обучения. Первое мое разочарование — GA для обучения использует сервис онлай-видео трансляций Livestream и не имеет собственного интерфейса для размещения слушателей курса. Мне бы хотелось видеть тех, с кем я прохожу курс, отдельно видеть презентацию и доступ к материалам и ссылкам по теме. Однако Livestream предлагает возможность общаться в текстовом чате, где слушатели курса отвечали на вопросы спикера. И тут меня постигло второе разочарование: ни один вопрос от группы не был озвучен и, соответственно, не было дано ни одного ответа. Из чего все присутствующие сделали вывод, что нам показывают видеозапись.

«Если вас не пугает отсутствие необходимой образовательной среды, в которой слушатель комфортно получает доступ ко всем необходимым материалам и выполняет практические задания, то добро пожаловать на образовательное тв-шоу с интересным и полезным контетом».

Теперь о положительных моментах. За 40 долларов вы получаете доступ к актуальному учебному контенту, а полученные знания можно применять сразу, открыв новую страницу в браузере. У GA как-то получается приглашать отличных спикеров, которые в режиме интервью дают реальные практические советы по работе в интернете. В итоге, если вас не пугает отсутствие необходимой образовательной среды, в которой слушатель комфортно получает доступ ко всем необходимым материалам и выполняет практические задания, то добро пожаловать на образовательное тв-шоу с интересным и полезным контетом. Важно перед перед покупкой онлайн-курса обращать внимание на уровень знаний слушателей, иначе будет скучно.

В результате онлайн-курсы вдохновили нас на создание собственного интернет-издания о персональном онлайн-обучении, дистанционных курсах, вебинарах и консультациях. Сейчас разрабатываются разделы и сами курсы. Мы как раз очень большое внимание уделяем комфорту слушателей, возможностям нетворкинга в онлайн-формате, ну и естественно контенту.

Анна Митрохова, редактор Newrunners.ru

«Fundamentals of Human Nutrition», Coursera

Я проходила курс University of Florida о физике и химии питания, его влиянии на организм и о том, как оно может помогать в каких-то целях. У меня как раз есть цель: я бегаю долгие дистанции, так хочу избавиться от проблем с едой, непереносимостью продуктов и полное неумения составить рацион.

Преподаватель — доктор наук и ученый-нутриолог — только формирует программу курса, делает видео-лекции и выкладывает печатные, которые тоже пишет сама. Задания даются на неделю и проверяются другими студентами — мы сдаем работу и оцениваем 3-5 чужих.

Изучение основ питания отнимает у меня 3-4 часа в неделю. В принципе, это абсолютно реальное время. Кроме того, там есть градации по глубине изучения: от ознакомительного до сертификата с отличием (на который я и работаю). Сейчас идет седьмая неделя 10-недельного курса, и мне уже намного яснее, что нужно есть и как это влияет на организм.

Глеб Коломиец, технический редактор журнала «Слова»

«MOOC MOOC»

Я проходил бесплатный онлайн-курс об онлайн-курсах: как они устроены, как их делать, как получить от них максимальную отдачу. Его придумала группа педагогов-коннективистов, которые выступают за концепцию образования как способа построения социальных контактов. Их методы обучения призваны стать альтернативой обыкновенным массовым онлайн-курсам вроде Coursera и edX.

Курс длился всего неделю, был рассредоточен на множестве площадок (формально он проводился на платформе Canvas Network), но основная активность происходила в твиттере по хэштегу #moocmooc и в блогах участников курса.

На Canvas выкладывалась тема дня: видеоролик, статьи и несколько заданий. Темы были посвящены разным медиа: твиттеру, блогам, социальным сетям, ютубу, гугл-докам, storify и способам их применения в образовании. Задания инициировали обсуждение идей, высказанных в материалах темы, и создание образовательных материалов при помощи рассматриваемого медиа.

«Никогда еще мне не доводилось узнавать что-то так быстро и в таком большом объеме. За неделю я прочитал и усвоил огромное количество информации и теперь могу разрабатывать программы курсов на коленке».

На курсе царила полная анархия и хаос, который удивительным образом структурировался где-то к концу второго дня. Днем участники выполняли задания, а ночью в твиттере проходил так называемый social — проще говоря, чат, в котором обсуждалась работа, проделанная за день, и просто хорошие идеи. К сожалению, начало чата установили на 3 часа ночи по Москве, и я поучаствовал в нем всего один раз.

Апофеозом всего этого стало эссе по педагогике, написанное на пятый день приблизительно 50 авторами. Настоящим итогом должно было стать создание коллективной программы онлайн-курса, но к тому времени у большинства участников истощились силы, и программа получилась довольно поверхностной (здесь, впрочем, сказалась одна из сильных сторон MOOC — их невозможно спланировать, невозможно предсказать, что произойдет в следующий момент).

Никогда еще мне не доводилось узнавать что-то так быстро и в таком большом объеме. За неделю я прочитал и усвоил огромное количество информации и теперь могу разрабатывать программы курсов на коленке, овладел огромным арсеналом цифровых образовательных технологий (к сожалению, они совершенно бесполезны в русскоязычном мире). Но были и минусы: ужасно неудобное время чата (который был главным событием курса), страшная интенсивность процесса (очень трудно совмещать его с работой и параллельно проходить другие курсы на «Каурсере»).

Но самый большой минус был в том, что многие его участники проходили курс во второй раз, они знали друг друга охотно общались между собой, и неохотно с новичками, и это помешало лично мне выстроить эти пресловутые социальные связи.