«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — что Фромм думал о жизни и смерти, могут ли сойтись Запад и Восток, и какова судьба кота Шредингера.

Слово «дихотомия» мы обычно используем, когда противопоставляем два понятия — например, «дихотомия добра и зла». Ведь само понятие произошло от греческих слов diha — «на две части» и tome — «сечение». Но не всякое противопоставление можно назвать дихотомией.

В логике дихотомия — это когда мы делим объем какого-либо понятия (совокупность предметов, охватываемых этим понятием) на два взаимоисключающих класса. При этом любой предмет, который входит в объем понятия, принадлежит либо к одному классу, либо к другому. Например, объем понятия «цвет» можно поделить на классы «белый» и «не белый». Противопоставление «белый» и «черный» уже не будет дихотомией, потому что помимо черного, есть другие не-белые цвета. Или еще более наглядный пример: возьмем в качестве понятия «состояние кота Шредингера». Как мы знаем, кот либо мертв, либо жив — третьего не дано.

Но из логики термин, как водится, перекочевал в другие науки. Например, в биологии дихотомия — это деление организмов на две группы по признаку, присутствующему в одной группе и отсутствующему в другой. Например, по признаку «постоянная температура тела» животных можно поделить на теплокровных и холоднокровных.

Первая и самая главная дихотомия — жизнь и смерть, вторая — мечта об идеальной самореализации и ограниченность срока жизни, а третья — противоречие между тягой к одиночеству и жаждой межличностного общения.

Основная дихотомия теологии и философии — «душа — тело» — была предметом глубоких размышлений Платона и Аристотеля. Это проблема взаимосвязи между разумом и материей, сознанием и мозгом. После того как в XVII веке ее сформулировал Рене Декарт, она положила начало концепции дуализма: по ней, мысль, будучи нематериальной, радикально отлична от тела. Есть и обратная концепция — монизм, утверждающая, что тело и разум — два разных аспекта одного явления, их породившего.

Выдающийся немецкий философ и социальный психолог Эрих Фромм описывал «экзистенциальные дихотомии» — вопросы, которые определяют жизнь любого человека на Земле и различаются лишь в соответствии с нашим культурным бэкграундом и индивидуальными особенностями. Всего их три. Первая и самая главная дихотомия — жизнь и смерть, вторая — мечта об идеальной самореализации и ограниченность срока жизни, а третья — противоречие между тягой к одиночеству и жаждой межличностного общения.

Впрочем, помимо экзистенциальных дихотомий, по Фромму, существовали и исторические. К ним относились противоречия, возникающие в результате исторического развития. Этот вид дихотомий можно разрешить с помощью различных действий — в отличие от экзистенциальных дихотомий, которые аннулировать невозможно: они заложены в самой природе человека и могут быть преодолены только с помощью духовного самосовершенствования.

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», — писал Киплинг. Такая точка зрения дала начало культурологической дихотомии «Восток — Запад», описывающей разницу между восточной и западной цивилизациями. Границы между цивилизациями тут проходят не по географическому, а по культурному принципу: например, Австралия считается страной западной культуры, а мусульманские страны, вне зависимости от их географического положения, принято считать странами Востока. Хотя и здесь существует альтернативная точка зрения.

В общем, надо запомнить, что мы говорим о дихотомии, когда подразумеваем взаимоисключающие вещи, а не две стороны одной медали. В последнем случае уместнее говорить об амбивалентности.

Как говорить


Неправильно «Он разговаривает сам с собой из-за дихотомии личности». Правильно: «раздвоение личности».

Правильно «— Чего ты такой грустный? — Дихотомия добра и зла меня доконала».

Правильно «Рене Декарт определил дихотомию души и тела, которая мучает человечество по сей день».