Рассказы об истории терменвокса, встречи с известными журналистами, ландшафтный дизайн в саду Травникова или лекции по истории раннего советского кино в книжном магазине — в первой части материала, в рамках которого «Теории и практики» поговорили с людьми, которые решили, что хотят сами предлагать иной формат получения знаний.

Деятельность лектория строится вокруг вопросов гуманитарной направленности и складывается в несколько тематических циклов: краеведение, религиоведение, история моды, литературоведение (русская литература) и история искусства. Периодически проходят мероприятия экспериментального характера — к примеру, лекции по истории раннего советского кино. Здесь трудно найти молодых и модных, основная аудитория немного старше.

Наталья Тарнавская, куратор лектория и совладелец книжного магазина «Читалка»

«Наша история началась 2 года назад с открытия книжного магазина достаточно интеллектуального формата. Книжный рынок сейчас находится в таком непонятном состоянии, что магазинам достаточно сложно выжить и привлечь аудиторию. Мы думали над тем, как нам заинтересовать людей и обратить на себя внимание, ведь мы находимся не в первой линии доступности. Решили, что было бы неплохо время от времени проводить какие-то мероприятия и лекции. В итоге это оказалось настолько интересно и востребовано, что сейчас лекторий играет более существенную роль в наших интересах, нежели сам магазин. Он превратился в настолько самостоятельную вещь, что многие люди, придя в «Читалку», удивляются, что у нас тут еще и книжный. Нас уже воспринимают исключительно как лекторий.

Мы привлекаем отдельных экспертов, преподавателей, специализирующихся на определенных областях знаний, с тем условием, что мы сами разбираемся в темах, которые затрагиваются на лекциях. Только так мы можем оценить спикера, понять, насколько он интересен аудитории. К выступающим предъявляем достаточно высокие требования — их материалы должны быть уникальны и хорошо преподноситься.

Когда начинаешь свой образовательный проект, то можно столкнуться с непрофессионализмом лекторов, с несовпадением интересов аудитории и собственного видения. У нас были и такие ситуации, когда лектор работал на публику, которая пришла за общими знаниями, а ей хотелось углубиться в изучаемый вопрос, и наоборот. Поэтому нужно четко формулировать, на кого рассчитана данная лекция. Мы стараемся делать так, чтобы наши материалы были, с одной стороны, научно-популярными, интересными и доступными, с другой — чтобы они не были слишком простыми.

Мне кажется, что наша аудитория — это те люди, которым нужно не просто провести где-то время. Они приходят целенаправленно, просто потому, что им интересна тематика, приходят именно развиваться. Конечно, формат лекций дает поверхностное образование. И это нормально, это прекрасно, потому как лекции могут привлечь человека к знаниям, при этом ни к чему его не обязывая. Не обязательно тратить время, силы и деньги, можно просто прийти и узнать что-то новое. На мой взгляд, это такой честный и хороший формат отношений с аудиторией: человек сам определяет для себя, в чем ему хочется разобраться глубже, а с чем можно ознакомиться поверхностно».

Проект был создан в марте 2012 года по инициативе студентов журфака, которые поняли, что в России с образованием в сфере медиа дела обстоят плохо. За год прошли встречи с редакторами главных изданий города, в рамках которых журналисты, менеджеры, дизайнеры, талантливые и интересные люди обсуждали мир медиа. Кто будет следующим спикером, ребята решают сами, полагаясь на свои интересы. На мероприятия приходят не только студенты, но и люди, непосредственно задействованные в СМИ. Осенью планируется открытие курса управления медиа-проектами с различными формами взаимодействия практиков и журналистов.

Сергей Вахтеров, организатор проекта Media Island

«Началось все с идеи создать площадку для журналистов, которые потом будут делать что-то интересное в Москве, буквально творить медиа. Мы с Радой пообщались на одном форуме и поняли, что во многом наши интересы совпадают. Сначала мы устраивали встречи в «Москва-сити», но там они не получались из-за формата, и мы переехали в кафе «Леди Джейн», где все пошло в нужном русле.

Если говорить про учебную составляющую, то она должна меняться каждую неделю, в том же темпе, что и сами медиа. Университеты же дают статичные знания на протяжении многих лет. Мы понимаем, что учиться надо, но хочется выйти за рамки базовых знаний.

Сейчас мы хотим сосредоточиться на более качественном контенте, который не просто будет интересен аудитории, но и действительно поможет в жизни. Мы не сможем давать его бесплатно, но не будем брать деньги с аудитории, пока не будет уверенности в том, что предлагаем действительно интересные вещи. Осенью мы планируем запустить новый формат — кейсов, главная задача которого будет раскрыть потенциал человека в профессии, но бесплатная история по-прежнему будет существовать и объединять людей.

У нас есть один бонус — в конце лекции мы дарим спикеру его любимую книгу. Если кто-то задумывается о собственном проекте, то советуем использовать больше таких фишек».

Рада Константинова, организатор проекта Media Island

«В наших университетах существует глобальная проблема методологии: ты получаешь знания, но не можешь применить их. На данный момент в России мы имеем мало образовательных кампусов, где бы давали знания совместно с практическими навыками. Для этого нужно выходить в город, к реальной аудитории, к реальным проектам.

Мы встретили много журналистов из разных городов России, они создавали какие-то свои программы, каналы, но у большинства из них возникал вопрос — а как сделать так, как например, на «Дожде», на Первом канале? Так как мы получаем академическое образование, которое дает возможность слушать лекции именитых профессоров, то мы можем попробовать соединить эту теорию с практикой, связать практиков, которые делают то, что действительно вдохновляет в медийной журналистике, и дать возможность другим ребятам подискутировать с ними. Главное для нас — устраивать не просто мероприятия, а такие встречи, которые помогли бы им в дальнейшем самостоятельно выбрать свой путь. Мы пытаемся донести до людей, что сегодня на первый план выходит идея и знание того, как эту идею можно реализовать.

При выборе спикеров всегда руководствуемся личными предпочтениями. Если мы говорим о свободном формате, то это должен быть спикер, который вызывает общественный резонанс, к нему должны быть вопросы, он должен быть узнаваемым. При формате получения практических знаний на функциональных площадках мы можем позволить себе пригласить уже недостаточно известного человека, но который поможет овладеть какими-то определенными навыками. В любом случае всегда интересно приглашать тех, кто не так избалован вниманием.

Если ты можешь предложить качественный контент, то проблем с бесплатными площадками не будет. Главное — исходить из той атмосферы, которую ты хочешь создать на своем мероприятии. Вечерний формат лекций предполагает более расслабленную обстановку, более комфортное место. В то же время в кафе сложно реализовать другие форматы: поработать в группе, побрейнштормить над идеями.

Каким бы классным проект ни был, волонтерская команда не может существовать долго. Поэтому, если существуют планы на развитие, то важно продумать и коммерческую составляющую. Конечно, команду лучше набирать на старте, потому как потом ты будешь получать только посыл помощи, а не соучастия.

Мероприятия проводятся с октября 2011 года. Идея запуска принадлежит Петру Термену, правнуку изобретателя терменвокса. Основная тематика лекций: ликбез по терменвоксу под названием «От Ленина до Led Zeppelin». Встречи проходят в формате дискуссий: вопросы аудиторией могут задаваться по мере необходимости. Традиционно в конце лекции проводится мастер-класс для всех желающих. В ближайших планах — выступления московских исполнителей-терменвоксистов и цикл мероприятий, на которых знакомые Льва Термена будут делиться своими воспоминаниями об изобретателе и о восприятии инструмента их современниками.

Петр Термен, создатель первого русскоязычного портала о музыкальной культуре терменвокса Theremin Times, организатор фестиваля «Терменология»

«Все началось примерно 2 года назад, когда ко мне в руки впервые попал рабочий терменвокс. Тогда я попробовал что-то сыграть самостоятельно, и возникла мысль создать фестиваль терменвокса.

Буквально за месяц мы осуществили задумку в Российской государственной детской библиотеке при участии московских терменвоксистов. После фестиваля я понял, что о терменвоксе люди практически ничего не знают, что вся информация, которая к ним поступает, носит лишь поверхностный характер. В то же время у инструмента существует своя история, свои особенности и законы, которые в русском интернете освещены не были. Поэтому я решил попробовать восполнить эти информационные пробелы. Изначально проект возник на базе детской библиотеки, именно там проходили первые лекции, а в дальнейшем он приобрел кочующий характер.

Выбор площадок происходит довольно стихийно: или я нахожу место, которое, на мой взгляд, соответствует формату лекций, или место находит меня. Так было с музеем Булгакова, с которым мы совместно проводили цикл лекций расширенной тематики. Я стараюсь делать мероприятия максимально некоммерческими, поэтому основными площадками выступают либо библиотеки, либо музеи.

Аудитория, которая приходит на лекции, — это такой приятный слой москвичей: интеллигентный, образованный и интересующийся. Можно встретить и детей, и людей старшего поколения, которые слышали об инструменте по телевидению Советского Союза, были на выступлениях самого Льва Сергеевича. Некоторый процент составляют музыканты-электронщики, которые знакомы с терменвоксом, но с неправильной стороны: воспринимают его как пространственный синтезатор. Для них мы запустили отдельный проект — студию терменвокса, где также проходят лекции, но в основном люди учатся играть на терменвоксе как на электроакустическом инструменте.

Мы воспринимаем интернет как место, где есть все. В то же время когда ко мне попал терменвокс и я стал искать сведения о нем, то понял, что любая доступная информация практически ничего не дает. Живое общение гораздо ценнее. Исходя из хода дискуссии, могут возникнуть новые вопросы, новые интересы, которые интернет дать не может, потому как он все-таки безлик. Плюс у живого человека есть собственный опыт, которым он может поделиться с другими. Потребность в живом общении, в обмене информацией и в прямом контакте с ее носителем — на мой взгляд, именно это заставляет людей посещать лекции».

Проект существует с октября 2012 года. Его основная задача — донести до людей осознание того, что сад может быть красивым и функциональным одновременно. Лекции проходят бесплатно для всех желающих и посвящены вопросам облика сада, его основным компонентам, стилям и тому, что необходимо для создания идеального «зеленого» пространства. Программа интересна как студентам, которые пытаются понять, хотят ли они профессионально заниматься ландшафтным дизайном, так и взрослой аудитории, которой интересна культура сада. В дальнейшем планируется проведение лекций в саду имени П.И. Травникова с наглядным материалом для изучения.

Елена Головкова, организатор лекций по ландшафтному дизайну, ландшафный архитектор

«Идея возникла после того, как я, поездив по Европе, задалась вопросом: почему европейцы стараются вокруг себя создать красивое, зеленое пространство, украсить его не только вещами интерьера, но и растительными компонентами, а у нас практически никто этим не занимается?

В России, по большому счету, отсутствует культура сада, культура озеленения, потому как люди еще не осознают, что для этого нужно делать, не понимают, что это важная деталь гармонии их повседневной жизни. Сначала к осознанию этого пришла я, потом моя коллега-единомышленница Анна Жидкова. Вместе мы решили поделиться своими навыками с другими — как собственным опытом, так и академическими знаниями. Я до сих пор дружу со своим научным руководителем, получаю от него много полезных советов. Именно поэтому считаю, что институт — важная ступень в развитии. Некоторые знания с опытом не приобретаются, какая-то база все же должна быть.

При привлечении аудитории сработало «сарафанное радио». Потому как рекламой мы практически не занимались, использовали только социальные сети. Между тем бывает, что к нам приходят 40 человек, и мы начинаем задумываться, где их всех размещать. Площадку тоже нашли случайно. Выбор пал на библиотеки, потому что там работают люди, знающие цену знаний. Они готовы идти навстречу тем, кто хочет их распространять.

Сейчас у нас есть возможность привлечь больше специалистов: фитодизайнеров, экспертов по комнатным растениям, по органомике, но многие из них не понимают, зачем что-то делать бесплатно. На добровольных инициативах редко кто готов работать и тратить свое личное время.

Единственный вопрос, на который пока мы не можем найти ответ, — готовы ли люди получать знания бесплатно. Ведь когда человек платит деньги, то он больше мотивирован, будет глубже вникать в ту информацию, которая ему поступает. Мне кажется, потребность человека в постоянном развитии естественна, это здоровый внутренний посыл. Проблема в незнании: наше государство не прикладывает усилий к тому, чтобы люди развивались, не рекламирует, что это вполне доступно. Информация просачивается через какие-то узкие каналы. Хотя в Москве много людей, которые предлагают бесплатное дополнительное образование, но, к сожалению, об этом знают только единицы».